Количество выездных налоговых проверок существенно снизилось: сейчас это 0,18% от всех предприятий за год. Причём гораздо чаще проверяют крупные компании, то есть для небольшого бизнеса вероятность попасть на проверку в разы меньше. Но шанс всё равно ненулевой, да и невозможно гарантировать, что ваша компания не встретит ни одну проверку за всё время работы. 

На всякий случай давайте разберёмся, в каких случаях проверяют малый бизнес, что именно вправе запрашивать инспекторы и как действовать при проверке. 

Налоговые проверки в 2021 году

Главный тренд — проверки становятся риск-ориентированными. Проверить все компании невозможно, зато можно отсортировать их по уровню возможных нарушений и сборов в бюджет. Инспекции должны максимально эффективно распоряжаться своим временем, поэтому они не пойдут к ИП с двумя сотрудниками, когда есть «подозреваемые» с миллиардными оборотами и схемами дробления бизнеса. 

Для поиска потенциальных объектов проверки пользуются 14 критериями. Мы подробно рассказывали о них в статье. Анализировать данные помогают специальные программы — например, очень известна АСК НДС-2, которая строит цепочки контрагентов и помогает выявлять уход от НДС. Вообще, считается, что налоговая — самый технически продвинутый контролирующий орган. 

Проверьте, соответствует ли ваша компания критериям налогового риска. Один из самых важных — налоговая нагрузка. Она не должна быть сильно ниже среднего по отрасли. 

Как узнать о налоговой проверке

Генеральная прокуратура формирует план на год вперёд. Но заглядывать в него бессмысленно: в 2021 году малый бизнес освобождён от плановых проверок налоговой — и, скорее всего, будет освобождён и в следующие годы. 

Освобождение не распространяется на внеплановые проверки. Например, внепланово приходят по жалобе работников, если она подтверждена доказательствами — см. письмо ФНС от 30 мая 2017 № ЕД-2-15/678@. О таких проверках невозможно узнать заранее. 

Особенности проведения налоговых проверок

Самое главное, что нужно знать — какие ограничения закон накладывает на инспекторов. 

  1. Налоговая проверка может охватывать только текущий год + 3 предыдущих. 

  2. Инспекторы действуют в рамках своей компетенции, например, они не имеют права самостоятельно наказывать за неправильное оформление трудовых договоров. Для этого необходимо участие трудовой инспекции.

  3. Инспекторы должны иметь на руках решение о проведении проверки и служебные удостоверения определённого образца. Документы важно рассмотреть, потому что порой мошенники притворяются инспекторами, находят нарушения и предлагают «договориться». 

  4. По результатам инспекторы обязаны составить акт налоговой проверки и отправить вам один из экземпляров в течение 2 месяцев после окончания. Если этого не произошло, проверку можно оспорить. Если акт прислали, но вы с ним не согласны, можете записать свои возражения прямо в документе. 

В определённых случаях закон позволяет выиграть время и отложить начало выездной проверки. Например, по ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проверке. Представлять интересы ИП может только он сам — соответственно, если предприниматель находится в командировке, он может прислать в налоговую официальное письмо об этом и попросить перенести срок. 

Перечень документов при выездной налоговой проверке

Инспекторам будут интересны все документы, которые касаются деятельности предпринимателя. Вот топ самых популярных:

  • налоговые декларации,
  • бухгалтерская отчетность ООО,
  • первичные документы,
  • банковские и кассовые документы, 
  • КУДиР, 
  • лицензии.

🎁

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Попробовать бесплатно

А Эльба поможет?

Эльба — онлайн-бухгалтерия для небольших ИП и ООО. С ней легко сдавать декларации и платить налоги вовремя, поэтому меньше шансов попасть в конфронтацию с налоговой. Также сервис позволяет обмениваться письмами с налоговой через интернет — следовательно, решать вопросы оперативнее. 

Бухгалтерам сервис пригодится, чтобы вести сразу много ИП и ООО. Даже если налоговая запросит документы или пообещать прийти с выездной проверкой, бухгалтер без труда сможет разобраться в ситуации и подготовиться, потому что все данные о бизнесе клиента будут храниться в одном месте. 

Чтобы вести несколько организаций в Эльбе, необходимо в процессе регистрации выбрать пункт меню «Обслуживаю несколько ИП или ООО». Если забыли это сделать, поменять тип учётной записи можно будет позже: «Настройки и оплата» → «Настройки сервиса» → «Работа в аккаунте для нескольких организации» → «Начать работать с несколькими организациями»

Статья актуальна на 02.02.2021