Количество выездных налоговых проверок существенно снизилось: сейчас это 0,18% от всех предприятий за год. Причём гораздо чаще проверяют крупные компании, то есть для небольшого бизнеса вероятность попасть на проверку в разы меньше. Но шанс всё равно ненулевой, да и невозможно гарантировать, что ваша компания не встретит ни одну проверку за всё время работы.
На всякий случай давайте разберёмся, в каких случаях проверяют малый бизнес, что именно вправе запрашивать инспекторы и как действовать при проверке.
Налоговые проверки в 2021 году
Главный тренд — проверки становятся риск-ориентированными. Проверить все компании невозможно, зато можно отсортировать их по уровню возможных нарушений и сборов в бюджет. Инспекции должны максимально эффективно распоряжаться своим временем, поэтому они не пойдут к ИП с двумя сотрудниками, когда есть «подозреваемые» с миллиардными оборотами и схемами дробления бизнеса.
Для поиска потенциальных объектов проверки пользуются 14 критериями. Мы подробно рассказывали о них в статье. Анализировать данные помогают специальные программы — например, очень известна АСК НДС-2, которая строит цепочки контрагентов и помогает выявлять уход от НДС. Вообще, считается, что налоговая — самый технически продвинутый контролирующий орган.
Проверьте, соответствует ли ваша компания критериям налогового риска. Один из самых важных — налоговая нагрузка. Она не должна быть сильно ниже среднего по отрасли.
Как узнать о налоговой проверке
Генеральная прокуратура формирует план на год вперёд. Но заглядывать в него бессмысленно: в 2021 году малый бизнес освобождён от плановых проверок налоговой — и, скорее всего, будет освобождён и в следующие годы.
Освобождение не распространяется на внеплановые проверки. Например, внепланово приходят по жалобе работников, если она подтверждена доказательствами — см. письмо ФНС от 30 мая 2017 № ЕД-2-15/678@. О таких проверках невозможно узнать заранее.
Особенности проведения налоговых проверок
Самое главное, что нужно знать — какие ограничения закон накладывает на инспекторов.
-
Налоговая проверка может охватывать только текущий год + 3 предыдущих.
-
Инспекторы действуют в рамках своей компетенции, например, они не имеют права самостоятельно наказывать за неправильное оформление трудовых договоров. Для этого необходимо участие трудовой инспекции.
-
Инспекторы должны иметь на руках решение о проведении проверки и служебные удостоверения определённого образца. Документы важно рассмотреть, потому что порой мошенники притворяются инспекторами, находят нарушения и предлагают «договориться».
-
По результатам инспекторы обязаны составить акт налоговой проверки и отправить вам один из экземпляров в течение 2 месяцев после окончания. Если этого не произошло, проверку можно оспорить. Если акт прислали, но вы с ним не согласны, можете записать свои возражения прямо в документе.
В определённых случаях закон позволяет выиграть время и отложить начало выездной проверки. Например, по ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проверке. Представлять интересы ИП может только он сам — соответственно, если предприниматель находится в командировке, он может прислать в налоговую официальное письмо об этом и попросить перенести срок.
Перечень документов при выездной налоговой проверке
Инспекторам будут интересны все документы, которые касаются деятельности предпринимателя. Вот топ самых популярных:
-
налоговые декларации,
-
бухгалтерская отчетность ООО,
-
первичные документы,
-
банковские и кассовые документы,
-
КУДиР,
-
лицензии.
Эльба поможет вам работать без бухгалтера. Она подготовит отчёты, посчитает налоги и не потребует от вас специальных знаний.
Сдавайте отчётность в три клика
А Эльба поможет?
Эльба — онлайн-бухгалтерия для небольших ИП и ООО. С ней легко сдавать декларации и платить налоги вовремя, поэтому меньше шансов попасть в конфронтацию с налоговой. Также сервис позволяет обмениваться письмами с налоговой через интернет — следовательно, решать вопросы оперативнее.
Бухгалтерам сервис пригодится, чтобы вести сразу много ИП и ООО. Даже если налоговая запросит документы или пообещать прийти с выездной проверкой, бухгалтер без труда сможет разобраться в ситуации и подготовиться, потому что все данные о бизнесе клиента будут храниться в одном месте.
Чтобы вести несколько организаций в Эльбе, необходимо в процессе регистрации выбрать пункт меню «Обслуживаю несколько ИП или ООО». Если забыли это сделать, поменять тип учётной записи можно будет позже: «Настройки и оплата» → «Настройки сервиса» → «Работа в аккаунте для нескольких организации» → «Начать работать с несколькими организациями»
Вижу, что вы уже задавали аналогичный вопрос здесь:
https://e-kontur.ru/enquiry/251#comment_73011
Продублирую ответ сюда :)
Сложно сказать наверняка, что именно не понравилось налоговикам. Что-то более конкретное мы сможем подсказать, если увидим требование или уведомление об уточнении. Вы можете отправить его нам письмом на e@kontur.ru или в чат по ссылке «Спрашивайте у онлайн-консультанта» внизу страницы. Контакты поддержки пользователей вы также найдёте в разделе Помощь прямо в Эльбе.
Чаще всего в таких требованиях от ИФНС речь идёт о расхождении между суммами, указанными в декларации и движениями по вашему банковскому счёту. В зависимости от того, что именно хотели от вас в ИФНС, дайте подробные пояснения, явитесь в налоговый орган.
Думаю, простых разъяснений от вас будет достаточно. Также имеет смысл захватить с собой патент и Книгу учёта доходов по нему.