Зачем нужен
бухучёт

Мы постарались упростить процесс подготовки отчёта, насколько это возможно. Но чтобы вы не запутались, придётся немного поговорить о терминах — проводках, счетах, дебете, кредите, карточке счёта.
Бухучёт собирает информацию о делах компании и её финансовом положении. В конце года данные о каждом действии в жизни ООО обобщаются в бухгалтерскую отчётность. Её сдают в налоговую и Росстат до 31 марта, это требование. А вот чем ещё отчётность может быть полезна:

 — Она помогает инвесторам определить, насколько интересно вкладываться в бизнес.

 — Пригодится, если вы собираетесь продать бизнес — по нему покупатель оценит стоимость компании.

 — Помогает владельцам бизнеса рассчитать дивиденды.

 — Банки оценивают финансовое состояние заемщика при выдаче кредита по этому отчёту.

Что нужно знать, прежде чем сдать бухотчётность
в Эльбе

Хозяйственные операции
Каждый день компания продаёт товары, закупает материалы у поставщиков, оказывает услуги клиентам, выплачивает зарплату сотрудникам: это — хозяйственные операции. Каждая из них подтверждается документами — актами, накладными и платёжками.
Счета
Ещё в бухучете есть счета. Каждый объект в работе ООО — это отдельный счёт с собственным номером:

  • товары — 41 счёт,
  • касса — 50 счёт,
  • расчётный счёт — 51 счёт,
  • расчёты с поставщиками — 60 счёт,
  • расчёты с покупателями — 62 счёт,
  • налоги — 68 счёт,
  • и много других.
Счета помогают быстрее записывать и находить информацию обо всём, что происходит в организации.
Проводки, дебет и кредит
Каждая хозяйственная операция меняет остатки на двух счетах — это называется проводкой. Она показывает переход денег с одного бухгалтерского счёта на другой. Проводка записывается вот так:

Поступили товары от поставщика на 50 000 рублей: на основании входящей накладной нужно сделать проводку «Дебет 41 — Кредит 60».

Это означает, что на счете «Товары» сумма увеличилась на 50 000 рублей, а на счёте 60 «Расчёты с поставщиками» появился долг перед поставщиком на эту же сумму — теперь вам нужно заплатить за товары. По дебету счёта отражается поступление на бухгалтерский счёт, а по кредиту — списание.

Проводками документируют всю жизнь организации, а в конце года подводят итоги: считают начальные остатки, обороты по каждому счёту и конечные остатки. Вот это и есть бухучёт.

Куда записывать бухучёт

Проводки, обороты и остатки по счетам записывают в разных документах. Их называют регистрами бухгалтерского учета. Матёрые бухгалтеры используют много, вам важно знать про три.

Оборотно-сальдовая ведомость — большая таблица с данными. Показывает, какие остатки были на начало периода, на какую сумму произошло операций и что осталось на конец. Бухгалтеры обладают волшебной способностью находить по такой таблице все несоответствия, поэтому очень любят этот документ.

Карточка счёта — ещё один популярный документ, в котором хранится история всех проводок по каждому счёту. Помогает разобраться, откуда взялась конкретная проводка и как она повлияла на состояние конкретного счёта.

Бухгалтерская отчётность — это несколько форм отчётов, в которых содержится информация в денежном выражении об имуществе, долгах, выручке, прибыли, расходах и финансовых результатах.