Рубрики
Книги


«Эссенциализм»
Грега Маккеона

Эссенциализм — это способ навести порядок в жизни. Он учит делать меньше, но лучше. А книга рассказывает, как определить важное, избавиться от лишнего и не упустить классную возможность.

Читает по 6 книг
в месяц
Книгу написал бизнес-тренер Грег Маккеон. Однажды он бросил юриспруденцию и открыл тренинговую компанию в Кремниевой долине, чтобы помогать людям стать эссенциалистами.

Для кого книга

  • Вы отвечаете «да» на просьбу, а потом не можете справиться с навалившимися делами и жалеете о том, что согласились.
  • Вы всё время куда-то бежите, но понимаете, что не двигаетесь вперёд.
  • Вам кажется, что вы работаете много, но недостаточно эффективно.

Руководители компаний и владельцы бизнеса найдут в книге много полезных советов. Например, о том, как эссенциалисту общаться с клиентами и сотрудниками, выбирать направление деятельности и позиционировать себя на рынке.

Для остальных пользы будет меньше. Советы из книги можно адаптировать для личной жизни, но примеров не хватает.

      Почему вообще у людей возникают сложности

      Если мы сами не можем выбрать, на что направить своё внимание, за нас это делают другие: начальство, коллеги, клиенты и даже члены семьи.
      Делать меньше, но лучше — очевидная мысль. Зачем посвящать этому целую книгу?

      Альтернатив много. Чем чаще мы делаем выбор, тем больше от этого устаём, поэтому падает качество решений. Мы живём с установкой, что можем получить всё, что хотим, — стоит только больше стараться. Но возможности выбора безграничны, а возможности человека — нет. Поэтому важно вычёркивать из жизни лишнее и не бояться отказывать. А вот это уже сложно.

      Главный посыл книги  — выбирайте лучшие варианты и избавляйтесь от ненужного. Всё остальное — следствие этого и примеры из жизни людей
      и компаний.

      Я выбрала несколько советов, которые показались мне интересными
      и полезными.

      Как оценивать альтернативу

      Мы часто думаем о выборе как о какой-то вещи. Но выбор не вещь. Вещами могут быть альтернативы, а выбор — это действие. Это не то,
      что у нас есть, — это то, что мы должны сделать. Этот опыт дал мне освобождающее понимание того, что, даже если мы не всегда контролируем имеющиеся альтернативы, мы всегда контролируем выбор между ними.
        1. Составьте список из трёх минимальных критериев, которым альтернатива должна соответствовать, в порядке убывания их важности.

        2. Сделайте список из трёх оптимальных критериев в порядке убывания важности.
        Если возможность не удовлетворяет первым трём критериям, то ответ сразу отрицательный. Если она не удовлетворяет двум из трёх оптимальных критериев, ответ тоже «нет».
        Например, вы выбираете помещение для офиса и составили список из трёх минимальных критериев, которым оно должно соответствовать:

        • расположено в центре города
        • арендная плата до 25 тысяч в месяц
        • площадь помещения от 15 кв.м.
        Если помещение не соответствует хотя бы одному критерию,
        вы его даже не рассматриваете.

        Ещё вы составили список оптимальных критериев:

        • помещение не нужно ремонтировать
        • в нём уже есть офисная мебель
        • помещение находится в бизнес-центре

        Вы отбрасываете варианты, которые соответствуют только одному
        из перечисленных критериев, и выбираете из оставшихся.

        Такой метод можно использовать в любой ситуации: выбирая проект, партнёра для бизнеса или туристическую путёвку. Просто подумайте, какие критерии для вас важны.

        Как говорить нет

        Отказывать сложно. Мы боимся упустить классную возможность
        или испортить отношения с окружающими. Вот несколько советов,
        которые облегчат отказ:

        — Отделите решение от отношений. Помните, что отклонить просьбу — не значит отвергнуть человека. Особенно в бизнесе.

        — Любой выбор — это отказ от других вариантов. Вспомните,
        от чего вы откажетесь, если согласитесь на предложение.

        — Каждый человек что-то продаёт, поэтому относитесь к предложениям и просьбам как к товару.

        — Помните, что твёрдое «нет» вежливее неопределённого «да».
        Если не уверены, лучше сразу отказать.

        Вот несколько вариантов элегантных отказов. Они подходят
        не для каждой ситуаций, но можно выбрать подходящий:

        1. Говорите, что не можете это сделать и предлагайте альтернативу.
          «Сейчас у меня есть другая важная задача. Я готов принять
          твоё предложение, но только через неделю».

        2. Скажите, что вам нужно проверить своё расписание — банально,
          но помогает выиграть время на ответ и сразу готовит собеседника к отказу.

        3. Ответьте: «Да, что мне исключить из списка приоритетных задач?»
          Такой ответ хорошо подойдёт для разговора с руководителем, который подкидывает очередную важную задачу. Это способ напомнить, что чем-то приходится жертвовать.

        4. Предложите: «Пожалуйста, воспользуйтесь Х, а я готов сделать Y». Например, на просьбу отвезти в аэропорт можно ответить: «Пожалуйста, закажите такси, а я его оплачу»

          Что понравилось

          В книге мало воды, зато куча советов и пошаговых рецептов — просто бери и делай. Каждый из них подтверждается историей из жизни, что повышает доверие и интерес к книге.

          Что не понравилось

          Книга не поможет, если вы всё ещё в поиске — себя, призвания, ниши в бизнесе. Вы просто не сможете определить, что сейчас для вас самое важное. С другой стороны, такая неопределённость — повод задуматься о том, куда и зачем вы идёте.

          Вообще путь эссенциалиста — это постоянная рефлексия. Если вы к этому не готовы, вряд ли книга принесёт пользу.

          Некоторые советы показались мне радикальными. Например такой:
          если ответ не определённо положительный, то он отрицательный. Как часто у нас возникает безоговорочная уверенность в чём-то. Гораздо чаще мы сомневаемся. Поэтому если слепо следовать такому правилу, рискуешь перестать делать вообще всё.