СДЕЛКИ ПРОВАЛЯТСЯ

02 / 13

ПОКУПАТЕЛЬ ВЕРНЁТ ТОВАР СО СКАНДАЛОМ

Каждый продавец сталкивался с возвратами товаров. Закон ограничивает их сроки и причины. Узнайте об основных правилах, чтобы сэкономить деньги и избежать судов с грамотными покупателями.

Cегодня утром в магазин зашёл человек с коробкой в руках. Он развернул брюки во всю длину и ткнул мне в лицо. «Вы продали мне бракованную вещь», — внезапно закричал он. Брак назвал очевидным, меня — мошенником, экспертизу — обманом. Подписал претензию и пообещал сообщить в прокуратуру, налоговую и Роспотребнадзор. Я слушал историю о разошедшемся шве с тоскливым любопытством. Покупатель вёл себя неестественно: карие глаза застыли, щека дёргалась. Похоже, в моём магазине машина времени, и я постоянно попадаю в какие-то 30-е годы. Люди запугивают государством, но не знают законов.

УРОВЕНЬ БОЛИ

1. Зря вернёте деньги за товар

2. Незаконно откажете покупателю, и он подаст в суд

ПОКУПАТЕЛЮ

НЕ ПОДОШЁЛ ТОВАР

Покупателю не подошла вещь, и он пришёл с ней в магазин. Не спешите расстраиваться: возможно, вы имеете право отказать. Причины отказа прописаны в статье 25 Закона о правах потребителей.

1. Товар продали не вы.

Когда покупатель требует возврат товара, он должен доказать, что купил его у вас. Иначе мошенники покупали бы вещь в магазине подешевле и возвращали в магазин подороже. Поэтому требуйте доказательство: чек или упаковку.

2. Товар не подлежит возврату и обмену.

Правительство определило список товаров, которые нельзя возвращать. В него входят товары, которые сложно или невозможно продать после возврата, например — нижнее белье, посуда, мебель, техника и ювелирные изделия.

3. На товаре нет фабричных ярлычков.

Производители крепят ярлычки на одежду, постельное бельё и кухонный текстиль. Если покупатель сорвал их, продавать такую вещь запрещено, а отправлять на завод — дорого. Поэтому закон разрешает отказать в возврате. Исключение — магазинские ярлычки.

4. Прошло больше 14 дней.

Закон о правах потребителей даёт 14 дней на возврат качественного товара. Дни считают со следующего после продажи и учитывают выходные. После вы можете не принимать товар обратно.

5. Товар уже использовали.

Закон о правах потребителей даёт 14 дней на возврат качественного товара. Дни считают со следующего после продажи и учитывают выходные. После вы можете не принимать товар обратно.

Иногда покупатели хитрят, пользуются вещью две недели и возвращают. её. Напомните, что можете отдать товар на экспертизу — например, найти следы пота на рубашке. Тогда вместо возврата покупатель заплатит за экспертизу.

6. Покупатель испортил товар.

Любое повреждение по вине покупателя даёт вам право отказать ему. Кто захочет покупать порванную одежду или сломанный инструмент?

Если сочувствуете покупателю, можете принять вещь. Вдруг он запомнит, какой вы хороший, расхвалит вас друзьям и вернётся снова.

Даже если с вещью всё в порядке, спросите покупателя, почему она не подходит. Попробуйте подобрать замену. И только если не получилось — возвращайте деньги.

ДЛЯ ВОЗВРАТА ДЕНЕГ ЗА СТАРЫЙ ТОВАР

1. Возьмите у покупателя заявление

Впишите ФИО, паспортные данные и номер его телефона. Налоговая требует оформлять заявления, потому что борется с фиктивными возвратами. Предприниматели делают их, чтобы уменьшить налог.

2. Верните деньги

Покупателям, которые платили наличными, просто возвращают деньги.

При оплате картой возврат переводят только на карту. Если покупатель

пришёл без неё, ему придётся идти в магазин ещё раз.

3. Выдайте чек возврата

Когда оформите возврат на кассе, она напечатает чек возврата, а ОФД скорректирует сумму вашей выручки.

***

Особенность интернет-магазинов: покупатель имеет право вернуть товар в течение 7 дней без объяснения причины. Если вы не предупредили покупателя

в письменной форме о порядке и сроках возврата — то в течение трёх месяцев.

Из суммы возврата вы можете вычесть стоимость доставки товара обратно в ваш магазин.

Обмен товара = возврат + покупка. Оформите заявление и чек возврата на старый товар и обычный чек — на новый товар. Будьте готовы, что покупатель вернёт вещь снова. После возврата все сроки отсчитываются заново. Для налоговой храните заявления и свои экземпляры чеков 4 года — также, как и другие документы.

ПОКУПАТЕЛЬ ОБНАРУЖИЛ

НЕДОСТАТКИ ТОВАРА

Закон предполагает, что продавцы торгуют только качественными вещами. Перед продажей они проверяют, что с товарами всё в порядке. А если покупатель обнаружит брак, он имеет право вернуть товар. Его ограничивают сроки:

Гарантия

— период, когда покупатель по умолчанию прав. Продавец доказывает,

что брака нет — или принимает товар.

Два года

— период, когда продавец по умолчанию прав. Если гарантии нет или она закончилась, покупатель сам доказывает брак.

Срок службы

— период, когда производитель отвечает за существенные недостатки. Это когда товар невозможно или слишком дорого ремонтировать. Если срок службы не установлен, вернуть товар производителю можно в течение 10 лет.

***

Особенность техники.

При небольших недостатках покупатель может потребовать возврат денег или обмен в течение 15 дней. Затем — только ремонт и уменьшение цены.

А если техника не понравилась покупателю, вернуть её нельзя.

Самая понятная причина отказа — прошли

сроки, когда покупатель мог пожаловаться

на недостатки. Но обычно продавцы

отказывают по другим причинам:

1. Покупатель сам испортил вещь.

Требования закона распространяются только на заводской брак. Слово «гарантия» не означает, что товар будет неуязвимым. Некоторые покупатели об этом не знают и пытаются вернуть, например, телефоны с разбитым экраном.

2. Покупатель неправильно обращался с вещью.

Например, инструкция предупреждает, что инструмент нужно заземлить, а покупатель этого не сделал. Или на ярлычке пальто написано «стирать только в химчистке», а покупатель стирал в машинке на 90 градусах.

3. Продавец предупредил о недостатках до покупки.

При продаже товаров с недостатками продавец обязательно предупреждает о них письменно. Например, клеит этикетку «повреждена упаковка» и пишет о проблеме в чеке. В этом случае покупатель не имеет права вернуть товар.

4. Нет доказательств. что товар продал продавец.

Покупатель должен доказать, что купил бракованный товар именно у вас. Ему недостаточно сказать: «вы меня разве не помните?». Пусть покажет чек или упаковку, которые доказывают, что товар — из вашего магазина.

///

На одежде все проблемы очевидны, а например, на технике — не всегда. Чтобы найти незаметные недостатки, продавец проводит проверку качества. Например, покупатель жалуется, что в телефоне глючит камера — включите её и попробуйте сфотографировать. Вы можете обратиться в сервисный центр, только если сами не нашли недостаток, а покупатель настаивает, что он есть.

Когда недостаток известен, остаётся понять причину. Продавец отвечает за недостатки, которые возникли до покупки, покупатель — после. Формула хорошая, но её не всегда удобно применять. Ноутбук перестал включаться, шов кофты разошёлся, кровать развалилась — почему, совершенно непонятно. Или покупатель считает, что брак, а продавец отрицает, и спор тянется бесконечно. Чтобы его разрешить, товар отдают на экспертизу.

Во время гарантийного срока за экспертизу платит продавец. Если эксперт встанет на вашу сторону, покупателю придётся компенсировать ваши расходы. При споре предупреждайте об этом покупателей — и мошенники сразу отсеются. Когда гарантийный срок закончился, за экспертизу платит покупатель. Здесь то же правило работает наоборот: если он прав, вы должны компенсировать его расходы.

КАК ПРОХОДИТ ЭКСПЕРТИЗА

КАЧЕСТВА

1. Закажите её в независимой организации

Подойдёт любой эксперт, который разбирается в теме. Найти будет

несложно: они активно рекламируют себя в интернете.

2. Пригласите потребителя

Передайте приглашение лично или отправьте по почте заказным письмом

с описью вложения. Потребитель имеет право задавать вопросы эксперту, снимать видео и фотографировать.

3. Экспертизу проведут при вас

В результаты вы и покупатель получите протокол осмотра. В нём будут ответы на вопросы, которые вас интересовали: какие у товара недостатки, и по какой причине они возникли.

***

Если вы неправы, а покупатель готов идти в суд, не дожидайтесь результатов экспертизы. В случае проигрыша вы оплатите экспертизу, судебные расходы и моральный вред. И получите штраф.

ПОКУПАТЕЛЬ ПОЛУЧИЛ

НЕДОСТАТОЧНО ИНФОРМАЦИИ

О ТОВАРЕ

Закон о правах потребителей делает товары предсказуемыми — требует письменно указывать важную информацию. Если её нет, покупатель имеет право вернуть любой товар «в разумный срок». Укажите на этикетке или в документах:

— Кто изготовитель, где он находится, и в какое время работает

— Основные потребительские свойства

— Состав или комплектацию

— Дату изготовления

— Инструкции по «эффективному и безопасному использованию товара»

— Гарантию и срок службы, если есть

— Лицензии на товар, если есть

— Другую информация, которую требуют «Правила продажи отдельных видов товаров»

МИФЫ О ВОЗВРАТАХ

Главное — условия по договору

Все условия, которые противоречат Закону о правах потребителей, — недействительны. Например, продавцы любят предупреждать, что товары по акции «обмену и возврату не подлежат». Подлежат, потому что в законе нет специальных условий для акций.

Гарантию всегда считают со дня покупки

Все сроки считают со следующего дня. Для сезонных товаров — с начала сезона. Правительства регионов определяют даты начала сезонов в зависимости от климата. Например, в Москве: зима — с 1 ноября, весна — с 1 марта, лето — с 1 мая,осень — с 1 сентября.

По гарантии проводят только ремонт

Покупатель имеет право выбрать: вернуть деньги, уменьшить цену, заменить вещь или отремонтировать её. Для возврата и обмена должны быть веские причины. Вещь с незаметной царапиной вернуть нельзя: если будет суд, он встанет на сторону продавца.

СОВЕТЫ

Не бойтесь покупателей, которые грозят Роспотребнадзором. Просто так вас не будут штрафовать и проверять.

Когда вам хотят вернуть качественный товар, загляните в статью 25, когда некачественный — в статью 18 Закона о правах потребителей. Сделайте это вместе с покупателем: закон убедительнее споров.

Когда покупатель называет товар бракованным, а вы не согласны, обращайтесь к эксперту.

Указывайте информацию о производителе, дате производства и основных свойствах. Иначе покупатель вернёт товар «в разумные сроки».

Если вы сталкивались с похожей ситуацией, обсудите это с друзьями в соцсетях

Вернуться К СПИСКУ УРОКОВ

Дальше: Урок 03 / 13

В ДОГОВОРЕ БУДЕТ ОБМАН

Этот курс придумала