В 2022 года суд запретил работу компании Мета* в России из-за экстремистской деятельности, её соцсети Инстаграм* и Фейсбук* заблокировали. А 7 апреля 2025 года приняли закон о запрете рекламы на информационных ресурсах запрещённых организаций.

Запрет касается рекламодателей и рекламораспространителей. То есть и тех, кто заказал рекламу, и тех, кто опубликовал её у себя в посте, рилсе или сторис.

Вести страницу в Инстаграм* и Фейсбук* по-прежнему можно и рассказывать о своих продуктах тоже. Это сказано в решении суда о запрете компании Мета*. Новый закон запретил только рекламу. Контролирует рекламу антимонопольная служба — ФАС. Она же даёт разъяснения по рекламе. Разъяснений по запрещённым соцсетях ещё нет, но они сто процентов будут. Пока бизнесу и блогерам важно разобраться, что считается рекламой, приготовиться убрать рекламные публикации и следить за новостями.

Рассказываем об изменениях в законах в сообществе для предпринимателей

Реклама — это любая информация, адресованная всем вокруг, направленная на привлечение внимания и поддержание интереса к продукту, бренду, мероприятию с целью продвижения на рынке — п. 1 и 2 ст. 3 Закона о рекламе.

Рекламировать можно самого себя и свой товар. Заказать рекламу у блогера или другого предпринимателя можно за деньги, по бартеру или бесплатно. Это всё будет рекламой с точки зрения закона.

Но не любой пост или сторис становится рекламой. ФАС неоднократно разъясняла, что не считаются рекламой. Если кратко, то рекламой в соцсети не будет:

  • Информация о себе, своей компании, товаре и услуге. Сухое описание, цена и контакты — не реклама, а обязательная информация по ст. 9 и 10 Закона о правах потребителей. Но пост о товаре станет рекламой, если его специально выделить среди остальных, в том числе креативно. Между рекламой и описанием товара очень тонкая грань;
  • Обзор нескольких товаров разных продавцов в видеоролике или посте. Если только нет особого внимания к какому-то одному товару.
  • Органичная интеграция — когда в видео товар используют по назначению, но не акцентируют на нём внимание.
  • Отзывы клиентов в специальном разделе.

Что перед нами, реклама или нет, решает ФАС в каждом конкретном случае. О разграничении рекламы и обычной информации ФАС рассказывала в Приказе от 14.11.2023 № 821/23.

Реклама на запрещённых ресурсах незаконна. За неё есть штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Штраф для физлиц и самозанятых — от 2000 до 2500 ₽, для ИП — от 4000 до 20 000 ₽, для компаний — от 100 000 до 500 000 ₽.

Ищет незаконную рекламу и штрафует ФАС. После вступления в силу запрета Инстаграм* наверняка промониторят. Также в ФАС может пожаловаться любой человек.

Возможно, за рекламу на запрещённом ресурсе штраф сделают повышенный. Но пока такого законопроекта нет.

Заказывать и публиковать рекламу будет нельзя. Оставить и вести личный и бизнес-аккаунт можно. Получается, это новые рамки для бизнеса в Инстаграм* (до разъяснений и первых штрафов). Очевидно, бизнесу и блогерам нужно:

  1. Удалить к 1 сентября свою и чужую рекламу в своём аккаунте. Закон не имеет обратной силы, но пока неизвестно, как отнесётся ФАС к старой, но не удалённой рекламе.
  2. Разобраться с информацией в аккаунте, изменить подачу. Просто фото с описанием не должны вызывать вопросов. А вот, что публиковать в новых постах и сториз для подогрева своей аудитории — без рекламы — надо решить.

Новым ИП — год Эльбы бесплатно

Всем ИП младше 3 месяцев годовой доступ ко всем возможностям Эльбы

Получить бесплатно

*Соцсети Инстаграм и Фейсбук принадлежат компании Мета, которая признана экстремистской организацией. Её деятельность запрещена в России.