Запрет начнёт действовать 1 сентября 2025 года. Расскажем, как быть бизнесу и блогерам.
Что будет нельзя в Инстаграме*
В 2022 года суд запретил работу компании Мета* в России из-за экстремистской деятельности, её соцсети Инстаграм* и Фейсбук* заблокировали. А 7 апреля 2025 года приняли закон о запрете рекламы на информационных ресурсах запрещённых организаций.
Запрет касается рекламодателей и рекламораспространителей. То есть и тех, кто заказал рекламу, и тех, кто опубликовал её у себя в посте, рилсе или сторис.
Вести страницу в Инстаграм* и Фейсбук* по-прежнему можно и рассказывать о своих продуктах тоже. Это сказано в решении суда о запрете компании Мета*. Новый закон запретил только рекламу. Контролирует рекламу антимонопольная служба — ФАС. Она же даёт разъяснения по рекламе. Разъяснений по запрещённым соцсетях ещё нет, но они сто процентов будут. Пока бизнесу и блогерам важно разобраться, что считается рекламой, приготовиться убрать рекламные публикации и следить за новостями.
Что считается рекламой
Реклама — это любая информация, адресованная всем вокруг, направленная на привлечение внимания и поддержание интереса к продукту, бренду, мероприятию с целью продвижения на рынке — п. 1 и 2 ст. 3 Закона о рекламе.
Рекламировать можно самого себя и свой товар. Заказать рекламу у блогера или другого предпринимателя можно за деньги, по бартеру или бесплатно. Это всё будет рекламой с точки зрения закона.
Но не любой пост или сторис становится рекламой. ФАС неоднократно разъясняла, что не считаются рекламой. Если кратко, то рекламой в соцсети не будет:
- Информация о себе, своей компании, товаре и услуге. Сухое описание, цена и контакты — не реклама, а обязательная информация по ст. 9 и 10 Закона о правах потребителей. Но пост о товаре станет рекламой, если его специально выделить среди остальных, в том числе креативно. Между рекламой и описанием товара очень тонкая грань;
- Обзор нескольких товаров разных продавцов в видеоролике или посте. Если только нет особого внимания к какому-то одному товару.
- Органичная интеграция — когда в видео товар используют по назначению, но не акцентируют на нём внимание.
- Отзывы клиентов в специальном разделе.
Что перед нами, реклама или нет, решает ФАС в каждом конкретном случае. О разграничении рекламы и обычной информации ФАС рассказывала в Приказе от 14.11.2023 № 821/23.
Что будет за рекламу
Реклама на запрещённых ресурсах незаконна. За неё есть штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Штраф для физлиц и самозанятых — от 2000 до 2500 ₽, для ИП — от 4000 до 20 000 ₽, для компаний — от 100 000 до 500 000 ₽.
Ищет незаконную рекламу и штрафует ФАС. После вступления в силу запрета Инстаграм* наверняка промониторят. Также в ФАС может пожаловаться любой человек.
Возможно, за рекламу на запрещённом ресурсе штраф сделают повышенный. Но пока такого законопроекта нет.
Как быть бизнесу и блогерам
Заказывать и публиковать рекламу будет нельзя. Оставить и вести личный и бизнес-аккаунт можно. Получается, это новые рамки для бизнеса в Инстаграм* (до разъяснений и первых штрафов). Очевидно, бизнесу и блогерам нужно:
- Удалить к 1 сентября свою и чужую рекламу в своём аккаунте. Закон не имеет обратной силы, но пока неизвестно, как отнесётся ФАС к старой, но не удалённой рекламе.
- Разобраться с информацией в аккаунте, изменить подачу. Просто фото с описанием не должны вызывать вопросов. А вот, что публиковать в новых постах и сториз для подогрева своей аудитории — без рекламы — надо решить.
*Соцсети Инстаграм и Фейсбук принадлежат компании Мета, которая признана экстремистской организацией. Её деятельность запрещена в России.