1 сентября 2025 года вступает в силу запрет рекламы на запрещённых ресурсах — нежелательных, экстремистских, террористических и с ограниченным судом доступом — Закон от 07.04.2025 № 72-ФЗ.

На деле всё сводится к запрету рекламы в Инстаграм* и Фейсбук*. Запрет касается и тех, кто размещает рекламу, и тех, кто её заказывает. На Ютубе реклама не запрещена.

За рекламу оштрафуют по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Штраф для физлиц и самозанятых — от 2000 до 2500 ₽, для ИП — от 4000 до 20 000 ₽, для компаний — от 100 000 до 500 000 ₽. Занимается нарушениями антимонопольная служба (ФАС). Ищет рекламные публикации робот, а потом — разбирают инспекторы вручную.

 

При этом оставить страницу в соцсети и продолжить её вести можно. Это не нарушает закон и не ведёт к штрафу. Но как быть с рекламой, которую разместили или заказали до 1 сентября? Ответ есть у ФАС и Роскомнадзора (РКН).

Новым ИП — год Эльбы бесплатно

Всем ИП младше 3 месяцев годовой доступ ко всем возможностям Эльбы

Получить бесплатно

Ассоциация блогеров и агентств выложила в своём тг-канале ответ ФАС на этот вопрос.

ФАС говорит, что не считается нарушением запрета и не влечёт штраф реклама, которую опубликовали до 1 сентября, но больше не распространяется.

Распространением старой рекламы после 1 сентября считают, например:

  • Ссылки и хештеги на рекламу в новом посте, в том числе на другом сайте.
  • Репост, в том числе на другом сайте, где реклама не запрещена.
  • Реклама в закреплённом сообщении.
  • Продвижение рекламы с помощью рекомендаций соцсети.
  • В старой рекламе есть предложения, акции и скидки, которые действуют после 1 сентября.

ФАС пояснила, что после 1 сентября будет смотреть динамику показов старой рекламы.

Также можно опираться на советы ФАС и Роскомнадзора, озвученные на встрече с Региональным общественным центром интернет-технологий:

  • Если старая реклама «забыта», она не попадает под запрет. Такая реклама должна быть в архивах, без репостов, отсылок и упоминаний. Но если её снова продвигают — это новое распространение.
  • Продвижение рекламы рекомендуется завершить за месяц до 1 сентября, чтобы алгоритмы соцсети сами её не поднимали.

ФАС и РКН не дают ответа на вопрос, надо ли удалять старую рекламу. Это решение придётся принимать самостоятельно. У юристов мнения разные. Кто-то осторожно, но всё же советует оставить рекламу. Другие считают, что всю чужую рекламу надо удалить, а заказанную у других — попросить убрать. Советуем придерживаться второго подхода, он безопаснее.

Контент соцсети нужно проанализировать на предмет рекламы. Нерекламный рассказ о своих товарах и услугах разрешён, а упоминание чужого бренда — не всегда реклама.

Проверить публикации можно по критериям — правда уж очень размытым. 24 июля 2025 года Правительство РФ приняло Постановление № 1087 — о разграничении рекламы и нерекламного контента.

Рекламой считается информация, которая специально привлекает внимание к товару и услуге. Не относят к рекламе:

  • Информацию о своих товарах и услугах у себя на странице, а также информацию о выставках и других подобных мероприятиях.
  • Результаты поисковой системы.
  • Каталоги, где товары и услуги представлены единообразно и в едином стиле.
  • Отзывы клиентов без описания достоинств и призывов к покупке.
  • Объявления физлиц о продаже, вакансии.

Ещё любые ограничения в принципе не распространяются на нативную рекламу. Это когда бренд органично вписан в ролик, подкаст или что-то подобное. Но акцента на самом бренде нет — п. 9 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе.

30 дней Эльбы за 0 ₽

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Попробовать бесплатно

*Соцсети Инстаграм и Фейсбук принадлежат компании Мета, которая признана экстремистской организацией. Её деятельность запрещена в России.