С 1 сентября реклама в Инстаграм* запрещена. Но как быть со старой, надо ли её удалять? Ответ частично дали госорганы: продвигать старую рекламу нельзя. А вот удалять её или нет, придётся решить самостоятельно.
Что случилось
1 сентября 2025 года вступает в силу запрет рекламы на запрещённых ресурсах — нежелательных, экстремистских, террористических и с ограниченным судом доступом — Закон от 07.04.2025 № 72-ФЗ.
На деле всё сводится к запрету рекламы в Инстаграм* и Фейсбук*. Запрет касается и тех, кто размещает рекламу, и тех, кто её заказывает. На Ютубе реклама не запрещена.
За рекламу оштрафуют по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Штраф для физлиц и самозанятых — от 2000 до 2500 ₽, для ИП — от 4000 до 20 000 ₽, для компаний — от 100 000 до 500 000 ₽. Занимается нарушениями антимонопольная служба (ФАС). Ищет рекламные публикации робот, а потом — разбирают инспекторы вручную.
При этом оставить страницу в соцсети и продолжить её вести можно. Это не нарушает закон и не ведёт к штрафу. Но как быть с рекламой, которую разместили или заказали до 1 сентября? Ответ есть у ФАС и Роскомнадзора (РКН).
Что делать со старой рекламой
Ассоциация блогеров и агентств выложила в своём тг-канале ответ ФАС на этот вопрос.
ФАС говорит, что не считается нарушением запрета и не влечёт штраф реклама, которую опубликовали до 1 сентября, но больше не распространяется.
Распространением старой рекламы после 1 сентября считают, например:
- Ссылки и хештеги на рекламу в новом посте, в том числе на другом сайте.
- Репост, в том числе на другом сайте, где реклама не запрещена.
- Реклама в закреплённом сообщении.
- Продвижение рекламы с помощью рекомендаций соцсети.
- В старой рекламе есть предложения, акции и скидки, которые действуют после 1 сентября.
ФАС пояснила, что после 1 сентября будет смотреть динамику показов старой рекламы.
Также можно опираться на советы ФАС и Роскомнадзора, озвученные на встрече с Региональным общественным центром интернет-технологий:
- Если старая реклама «забыта», она не попадает под запрет. Такая реклама должна быть в архивах, без репостов, отсылок и упоминаний. Но если её снова продвигают — это новое распространение.
- Продвижение рекламы рекомендуется завершить за месяц до 1 сентября, чтобы алгоритмы соцсети сами её не поднимали.
ФАС и РКН не дают ответа на вопрос, надо ли удалять старую рекламу. Это решение придётся принимать самостоятельно. У юристов мнения разные. Кто-то осторожно, но всё же советует оставить рекламу. Другие считают, что всю чужую рекламу надо удалить, а заказанную у других — попросить убрать. Советуем придерживаться второго подхода, он безопаснее.
Что ещё советуют блогерам и бизнесу
Контент соцсети нужно проанализировать на предмет рекламы. Нерекламный рассказ о своих товарах и услугах разрешён, а упоминание чужого бренда — не всегда реклама.
Проверить публикации можно по критериям — правда уж очень размытым. 24 июля 2025 года Правительство РФ приняло Постановление № 1087 — о разграничении рекламы и нерекламного контента.
Рекламой считается информация, которая специально привлекает внимание к товару и услуге. Не относят к рекламе:
- Информацию о своих товарах и услугах у себя на странице, а также информацию о выставках и других подобных мероприятиях.
- Результаты поисковой системы.
- Каталоги, где товары и услуги представлены единообразно и в едином стиле.
- Отзывы клиентов без описания достоинств и призывов к покупке.
- Объявления физлиц о продаже, вакансии.
Ещё любые ограничения в принципе не распространяются на нативную рекламу. Это когда бренд органично вписан в ролик, подкаст или что-то подобное. Но акцента на самом бренде нет — п. 9 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе.
*Соцсети Инстаграм и Фейсбук принадлежат компании Мета, которая признана экстремистской организацией. Её деятельность запрещена в России.