Франшиза — это возможность использовать популярный бренд, проверенную бизнес-модель и технологические процессы. Вы начинаете бизнес с опытным партнёром, который помогает развиваться и избегать ошибок.

Например, можно взять франшизу Subway. Вы получите узнаваемое имя, франчайзер научит правильно покупать продукты, работать в зале, обслуживать клиентов и готовить сэндвичи. Получите список нужного оборудования и проверенных поставщиков, чтобы не рисковать с неизвестными моделями.

Продуманная франшиза выгодна обеим сторонам. Предприниматель запускается с низкими рисками, а владелец бренда масштабирует сеть и увеличивает прибыль.

Но многие предложения — пшик, который оборачивается убытками. Вместе с экспертом «Контур.Фокус» по экономической безопасности Антоном Яковлевым подготовили семь признаков плохой франшизы и инструкцию, как найти выгодное предложение.

Изучайте франшизу по описаниям и презентациям на площадках-агрегаторах. Хорошо, если везде компания придерживается единого стиля, а информация совпадает.

Плохо, когда на одном сайте говорится о пяти годах успешной работы, а на другом — о трёх. Или отличаются сведения по количеству торговых точек и выручке. Делайте пометки, какие нестыковки нашли.

Нестыковки — это не показатель качества. Сеть развивается, и ответственные сотрудники не успевают обновить информацию. Эти вопросы нужно задать при знакомстве и посмотреть, как ответит представитель компании.

Новым ИП — год Эльбы бесплатно

Всем ИП младше 3 месяцев годовой доступ ко всем возможностям Эльбы

Получить бесплатно

Успешные франчайзеры с хорошим продуктом ищут надёжных партнёров. Поэтому не ограничивают переговоры созвонами и онлайн-презентациями. Владелец будет настаивать на личных встречах, чтобы узнать о вас и вашем опыте как можно больше.

Если франчайзер отказывается от встречи или ссылается на высокую занятость, скорее всего, перед вами продавец воздуха.

Оценивайте, как сильно компания пытается продать франшизу. Если собственник уверен во франшизе, он подробно расскажет о продукте и ответит на вопросы. Но не станет настойчиво убеждать и названивать, чтобы узнать о решении.

До запуска франшизы компания масштабируется своими силами. Если модель жизнеспособная, то к моменту привлечения партнёров сеть насчитывает хотя бы 5-10 собственных точек. Это подтверждает, что бизнес работает и приносит прибыль.

Если у франчайзера 1-2 точки, задумайтесь, действительно ли перед вами успешный бизнес. Убыточные компании часто запускают франшизу, чтобы поправить дела за счёт паушальных взносов, поставки оборудования или сырья для производства.

Важная часть презентации — финансовая модель (ФМ), которая показывает структуру доходов и расходов. Не результат одной точки, а общий план, среднее от реальных бизнес-показателей. По ФМ оценивают перспективность франшизы.

В нормальных компаниях всегда есть финансовые модели. Собственник готов рассказать, как получились цифры, и ответить на вопросы.

В плохих франшизах уклоняются от предоставления расчётов или ответов на вопросы. Ссылаются на коммерческую тайну и обещают показать ФМ после заключения договора и внесения аванса.

Сориентируйтесь на старте

Удобный гайд и подсказки Эльбы помогут с первыми шагами в отчётности, налогах, деньгах и документах

Сделать первый шаг

Также франшиза оценивается по отзывам действующих партнёров, полученных в личном диалоге.

Если компания не даёт контакты, то это — красный сигнал. Скорее всего, у партнёров неудовлетворительные результаты, и собственник не хочет бросать тень на франшизу.

Некоторые идут на уловку и дают список партнёров для созвона. Они могут быть лучшими или подкупленными, поэтому оценка будет искажена.

Оптимальный вариант — самому выбрать партнёров в других регионах и запросить контакты. Если собственник соглашается дать контакты, это хороший знак.

В хорошей франшизе собственник сопровождает партнёров от подготовки к запуску до выхода на прибыль.

Если в проекте договора нет описания или даны абстрактные формулировки, какую поддержку, документы и инструкции получает франчайзи, перед вами плохой продукт или компания, которая не заботится о репутации.

В хорошей франшизе партнёр получает инструкции, помощь в поиске помещения, подборе персонала, настройке рекламных кампаний и другую поддержку, необходимую для запуска и развития.

Узнаваемый бренд франчайзера упрощает продвижение после открытия бизнеса. Если торговая марка (ТМ) не зарегистрирована, это красный свет, повод задуматься и посмотреть другие варианты.

Проверить регистрацию ТМ можно на сайте Роспатента. Введите название компании и посмотрите карточки регистрации. Проверьте, чтобы класс МКТУ соответствовал деятельности компании.

Проверьте франшизу по чек-листу:

  1. Торговая марка. Проверьте регистрацию на сайте Роспатента.
  2. Репутация. Изучите историю, положение на рынке, качество работы собственных точек сети.
  3. Состоятельность франшизы. Пообщайтесь с партнёрами компании, которые уже купили франшизу и открыли бизнес.
  4. Финансовое состояние. Изучите бухгалтерскую отчётность на сайте ФНС. Запросите внутреннюю отчётность, если собственник согласится предоставить данные.
  5. Судебные споры. Посмотрите в картотеке, в каких разбирательствах участвовала организация. Если много претензий от поставщиков и франчайзи, не рассматривайте франшизу для открытия бизнеса.
  6. Договор. Проверьте, чтобы фиксировалась поддержка, передаваемые инструкции и прочие документы. Покажите соглашение юристу, чтобы он проверил и указал на возможные нюансы.

В подкасте «Эльба, объясни» говорим о налогах и законах, как с другом вечером на кухне

Признаки плохой франшизы:

  1. На разных сайтах отличается описание и показатели.
  2. Собственник отказывается встретиться лично, чтобы познакомиться.
  3. У франчайзера нет своих точек или их меньше 2-3.
  4. Компания не раскрывает финансовые данные, ссылается на коммерческую тайну.
  5. Франчайзер отказывается дать контакты партнёров, которые уже купили франшизу.
  6. В договоре не описана или размыто описана поддержка, которая оказывается франчайзером.
  7. Компания не зарегистрировала торговую марку и прочую интеллектуальную собственность.