Сразу напомним о том, что по закону ИП не обязаны вести воинский учёт (п. 7 ст. 8 закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 г). Значит, сдавать какие-либо отчёты в военный комиссариат сейчас, да и вообще, нет необходимости — можно выдохнуть 🙏 А вот ООО, даже небольшие, от воинского учёта не освобождены.

Воинский учёт бывает двух видов — общий и специальный. На спецучёте состоят только сотрудники в запасе, которых бронирует организация.

Простыми словами, бронирование — это оформление работодателем отсрочки от мобилизации для военнообязанного сотрудника.

Чаще всего предприятия ведут именно общий воинский учёт. На нём состоят призывники и военнообязанные, которых могут призвать на военную службу. В этом случае работодатель регулярно собирает данные сотрудников, заполняет их личные карточки по форме 10 и ведёт работу в соответствии с планом, который утверждает военкомат — Приказ Минобороны России от 22.11.2021 № 700.

Осенью обычно организации сдают отчёт по форме 18 — карточку учёта организации. Его же подают в военкомат при постановке на учёт. Регламента отчёта в открытом доступе нет — военкомат сам решает, как и когда именно его сдавать. В разных регионах сроки подачи формы 18 отличаются. Поэтому для начала лучше созвониться с комиссаром и уточнить этот момент. Часто форму отчёта и срок сдачи размещают на сайтах администрации или местного военкомата.

Также до конца года нужно согласовать план работы по воинскому учёту и провести сверку данных с военным комиссариатом. Со сроками сдачи этих отчётов ситуация такая же, как и у формы 18 — их надо согласовывать со своим региональным отделением военкомата. А вот формат Плана работы и Сверки, к счастью, регламентирован.

!

Такой комплект документов организации подают уже много лет. Новых отчётов с начала частичной мобилизации не появлялось. Некоторые военкоматы дополнительно стали запрашивать списки сотрудников, но это, скорее, исключительная ситуация, а не нововведение для всех.

В Справочной Эльбы есть общая статья про ведение воинского учёта — она поможет освежить в памяти основные моменты, если вы не часто отправляете данные в военкомат.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Попробовать бесплатно

Списка таких предприятий в открытом доступе нет. Чтобы узнать, есть ли в нём ваша компания, надо сделать запрос в территориальную комиссию по бронированию граждан — как правило, узнать контакты можно в районной администрации. В ответ комиссия сообщит, нужно ли вести специальный воинский учёт и как именно это делать, если работодатель имеет право бронировать сотрудников. В нашей Справочной тоже есть статья о том, как оформить бронь.

Как мы уже сказали, бронирование доступно ограниченному кругу предприятий, которые имеют на это особые основания:

  • договоры о поставках для госнужд в военное время или в период мобилизации, подписанные с правительством или органами власти;
  • участие в кооперационной цепи поставок продукции (работ, услуг) для госнужд или гособоронзаказа;
  • в полномочия организации входят задачи, установленные органами власти разных уровней;
  • в военное время организация обеспечивает безопасность и обороноспособность государства, работу органов власти, жизнедеятельность населения.

Ещё на специальном воинском учёте стоят сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, органов МВД, пожарной охраны, уголовно-исполнительной системы и госнаркоконтроля.

Поэтому, если ваша компания не подходит под условия выше, то с большой долей вероятности, вести специальный воинский учёт не надо. Но в любом случае, точно это знает только территориальная комиссия.

Организации, ведущие специальный воинский учёт, должны ежегодно сдавать:

  • Отчёт о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6);
  • Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) на период мобилизации и на военное время (форма 19).

Как вы уже поняли, и об этих отчётах надо уточнять всю информацию в военкомате — формы и сроки не регламентированы.

  • Обязанность вести воинский учёт возложена только на организации. ИП такой учёт могут не вести.
  • С начала мобилизации не появилось новых форм отчётов.
  • Все организации ежегодно утверждают в военкомате план работы по воинскому учёту, проводят сверку данных и подают Карточку учёта организации.
  • Кто может бронировать сотрудников решает территориальная комиссия по бронированию.
  • Если компания бронирует сотрудников, ей надо дополнительно вести специальный воинский учёт и сдавать регулярные отчёты — форму 6 и форму 19.

Статья актуальна на