Со временем станки устаревают, инструмент изнашивается, здания разрушаются, старые патенты заменяются новыми, более технологичными. Приобретение нового оборудования или нематериального актива — это расходы и они включаются в себестоимость. Но поскольку имущество недёшево и покупается на длительный срок, в расходы его списывают по частям. 

Амортизация — это процесс периодического переноса стоимости основного средства или нематериального актива на расходы — в зависимости от того, как этот актив используется.

Пример

Из-за поломки старой печи пекарня покупает новую, расходы включает в стоимость продукции — хлебобулочных изделий. Если всю стоимость печи включить в себестоимость сразу, цена хлеба непомерно вырастет. Печь приобретена для длительного пользования — расходы учитывают частями несколько лет.   

Амортизационные отчисления

Часть стоимости имущества, которая списывается в расходы в каждом периоде — амортизационные отчисления.

Износ

Износ — это не амортизация. Амортизация — процесс переноса стоимости имущества на расходы, то есть показатель экономический. Износ показывает насколько имущество потеряло свои первоначальные свойства. Он бывает физическим и моральным.

Любая вещь в процессе использования портится, приходят в негодность её составные части. Это физический износ. Когда на рынке появляются новые модели, интересные покупателю, говорят о моральном износе. Например, новые режимы использования кухонной печи позволяют готовить быстрее и удобнее. 

Амортизируемое имущество — это основные средства или нематериальные активы.

Налоговый учет амортизации

Как для налогового учёта амортизировать имущество объясняется в ст. 256-259 НК РФ. Условия — стоимость более 100 тыс. ₽ и срок использования более года. Исключение — земельные участки, финансовые инструменты, например, ценные бумаги.

Организации могут уменьшить на сумму амортизации налог на прибыль и налог на имущество, ИП на ОСН — налог на доходы.

30 дней Эльбы за 0 ₽

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Попробовать бесплатно

Бухгалтерский учёт амортизации

Правила начисления амортизации основных средств в бухучёте описаны в ПБУ 6/2020, утверждёнными Приказом Минфина №204н от 17.09.2020. Для нематериальных активов правила установлены ПБУ 14/2022 из Приказа Минфина РФ №86н от 30.05.2022.

В бухгалтерском учёте амортизируют имущество сроком использования более года. Стоимость активов не важна, каждая компания устанавливает её в учётной политике самостоятельно. На практике многие стараются приблизить бухгалтерский учёт к налоговому и амортизируют имущество от 100 тыс.₽.

Амортизация учитывается в Бухгалтерском балансе и в форме 2 — Отчёте о финансовых результатах.

В Классификаторе, утверждённом Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 года, амортизируемое имущество объединено в десять групп.

Группа Наименование

первая

все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет

вторая

имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет

третья

имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет

четвёртая

имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет

пятая

имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет

шестая

имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет

седьмая

имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет

восьмая

имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет

девятая

имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет

десятая

имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет

Определим срок полезного использования электрической печи для ресторана. Объект «330.28.93.15.122 Плиты кухонные» находится в пятой группе «Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно».

В налоговом учёте имущество амортизируют с 1 числа следующего месяца после его введения в эксплуатацию — документально оформленного начала его использования. Заканчивается амортизация, когда истекает срок полезного использования или объект выводится из эксплуатации по другой причине — списание, продажа.

В бухгалтерском учёте не важно используете вы основное средство или нематериальный актив или нет, главное, что актив принят к учёту.

В бухгалтерском учёте вы можете выбрать один из трёх методов списания амортизации: линейный, метод уменьшаемого остатка и пропорционально произведенной продукции/ выполненным работам/ услугам. В налоговом — один из двух: линейный и нелинейный.

Линейный способ

Самый простой способ расчёта — линейный, когда в течение всего срока полезного использования списывается одна сумма. Разберём простой пример:

Ресторан приобрел печь кухонную электрическую за 240 тыс. ₽. Мы выше разбирали, что кухонные печи относятся к пятой группе.

Ресторан установил в учёте амортизировать печь ежемесячно линейным способом в течение 10 лет, то есть 120 месяцев. Ежемесячные амортизационные отчисления в бухгалтерском учёте — 2 тыс. ₽, за год спишется 24 тыс.₽.

Для расчёта отчислений в налоговом учёте сначала посчитаем норму амортизации по формуле:

K = 1 / n * 100%,

где n — срок полезного использования в месяцах.

К = 1 / 120 * 100 % = 0,00833333 %

А = 240 000 * 0,00833333 = 1 999,999992, после округления

А = 2 000 ₽ – ежемесячные отчисления такие же, что и в бухгалтерском учёте.

Метод снижаемого остатка

Метод позволяет списать в первые годы большую часть имущества за счёт использования ускоряющего коэффициента от 1 до 3.

Пример

240 000 / 120 месяцев * 3 = 6 000 ₽ — отчисления в первом году.

240 000 — (6 000 * 12 месяцев) = 198 000 ₽ — остаточная стоимость на начало следующего года. От неё считаем амортизацию в следующем году, используя ускоряющий коэффициент.

Другие способы

Для метода списания пропорционально произведённой продукции нужно знать плановую и фактическую производительность.

При нелинейном методе стоимость имущества умножается на норму амортизации из п.5 ст.259.2 НК РФ.

Амортизация — что это простыми словами?

Ответ: Амортизация — процесс переноса всей стоимости имущества на расходы по частям.

Амортизация — это доход или расход?

Ответ: Амортизация — расход, а не доход.

Является ли амортизация прямыми или косвенными расходами?

Ответ: В зависимости от того, к каким расходам относится имущество. Например, станок занят в производстве. Амортизация станка — прямые расходы. Если имущество невозможно отнести на производство продукции, то это косвенные расходы.

Как амортизация влияет на прибыль компании?

Ответ: Амортизация снижает прибыль компании — амортизационные отчисления вычитаются из дохода.

Амортизация — это актив или пассив?

Ответ: Амортизация — пассив, начисление амортизации основных средств отражается по кредиту счёта 02, нематериальных активов — 05.

На каком счёте учитывается амортизация в бухгалтерии?

Ответ: Амортизация основных средств начисляется по кредиту счёта 02, нематериальных активов — 05.

Когда начинает начисляться амортизация?

Ответ: В бухгалтерском учёте амортизация начисляется с даты принятия объекта к учёту, в налоговом — с начала следующего месяца после ввода в эксплуатацию.

Чем отличается амортизация от износа?

Ответ: Амортизация — процесс переноса стоимости объекта на расходы, то есть экономический показатель. Износ — показатель физический, он показывает насколько объект не соответствует начальным характеристикам.

Где отражается амортизация в отчёте о прибылях и убытках?

Ответ: В отчёте о финансовых результатах амортизация может отражаться в нескольких строках. Это зависит от того, где амортизация учитывалась в бухгалтерском учёте. Причём, она будет в составе, например, прямых расходов не выделена в отдельную строку.

Доверьте отчётность Эльбе

Сервис напомнит, что пора платить налоги, подготовит уведомления и декларации

  1. Амортизация — длительный, в течение срока полезного использования, процесс переноса стоимости имущества на затраты. Амортизация — показатель экономический.

  2. Износ — показатель физический, показывает несоответствие настоящих характеристик имущества начальным. Моральный износ показывает насколько объект отстаёт от современных моделей.

  3. Правила амортизации в налоговом учёте описаны в 256-259 НК РФ, в бухгалтерском — в ПБУ 6/2020 и 14/2022.

  4. По сроку полезного использования имущество делится на десять групп.

  5. Самый простой и популярный способ списания амортизации — линейный.