Хендмейд: как продавать декор, бижутерию, игрушки и другие изделия ручной работы

Справочная / Бизнес‑будни

Хендмейд: как продавать декор, бижутерию, игрушки и другие изделия ручной работы

Создание и продажа изделий ручной работы (хендмейд) — хороший способ и подработки, и бизнеса. Интересно, красиво, а главное — востребовано. Но нельзя игнорировать юридические вопросы. Разные нарушения — повод для происков конкурентов и нападок со стороны недовольных клиентов. И важно подстраховаться от неудобных вопросов налоговой, проверок и штрафов.

Как оформить деятельность

В этом вопросе — два аспекта, и они взаимосвязаны:

1.      Оформление самой деятельности.

2.      Выбор системы налогообложения.

Можно работать в качестве самозанятого или ИП. Оба варианта подходят, если вы намерены сами продавать изделия, и хендмейд для вас — пусть маленький, но бизнес.

Чему отдать предпочтение:

1.      Самозанятость — основной вариант для мастеров и мастериц. Но годовой оборот не должен превышать 2,4 млн рублей в год. Преимущество — небольшой налог: 4% дохода, если продаёте обычным людям, и 6% — если предпринимателям или компаниям. Нет продаж — нет налогов.

2.      Индивидуальное предпринимательство — более серьезный вариант, полноценный бизнес. Он предпочтителен, если прогнозируемый оборот больше 2,4 млн рублей в год или расчёты показывают, что выгоднее платить налоги, предусмотренные для ИП. Можно выбрать УСН и платить либо 6% от доходов, либо 15% от чистой прибыли (доходы минус расходы). Можно купить патент, если деятельность есть в перечне и соответствует региональным параметрам (в разных регионах свои условия покупки патента и разная стоимость). Патентная система подходит, например, для изготовления изделий народных промыслов.

Что делать, если продажа хендмейд-товаров — нерегулярная подработка, и сами вы изделия не продаёте? В этом случае выбирайте работу по договору, который заключается с заказчиком или магазином. Вид договора зависит от характера договоренностей и канала сбыта.

Чаще всего используются:

1.      Договор комиссии — это когда магазин принимает изделия ручной работы на реализацию. Иногда его называют «аренда лавки». Магазин продаёт хендмейд-товары и перечисляет вам деньги за минусом своего вознаграждения. Платить налоги (13% НДФЛ) — ваша обязанность.  

2.      Договор подряда — вариант для создания изделий ручной работы на заказ. Заказчик даёт задание, вы выполняете, он принимает работу и платит за неё деньги. Удобно для постоянных или больших разовых заказов. Освобождает мастера от расчёта и уплаты налогов и взносов — это делает заказчик.

Документы на товары ручной работы

Часто хендмейд продаётся без всяких сопроводительных документов. Но это порочная практика — рано или поздно могут возникнуть проблемы.

К хендмейд-товарам предъявляются такие же требования качества, безопасности, соответствия СанПиН и другим нормам, как и к промышленной продукции. Важен не способ изготовления, а вид изделия, его назначение и характеристики.  

Могут понадобиться:

1.      Обязательная сертификация — если изделие есть в перечне продукции для обязательной сертификации.

2.      Декларация соответствия — если  изделие есть в перечне декларируемой продукции.

3.      Отказное письмо — если изделия нет в перечнях, но оно сходно с одним из указанных видов продукции или есть сомнения в необходимости сертификации.

4.      Описание характеристик изделия — для предоставления заказчику (покупателю) информации о назначении, качестве и основных свойствах.

Изделия ручной работы — оригинальная продукция с набором уникальных характеристик. Конкретное изделие, как правило, сложно найти в перечнях и нормативах.  

Как решить вопрос:

1.      Изготовить бирку или поместить информацию на упаковке. Это, кстати, полезно и в маркетинговом плане.

2.      Запросить и получить в органе сертификации отказное письмо на конкретное изделие (партию). Если оснований для сертификации не найдут — выдадут письмо. Если найдут — укажут на необходимость сертификации или декларирования.

3.      Урегулировать вопрос в договоре с посредником или заказчиком. Если вы работаете по комиссионному договору, сертификация — задача магазина. Если заключается договор подряда, требования к качеству изделий прописываются в задании, а порядок проверки при сдаче-приемке работы — в самом договоре.

Некоторые мастера «хитрят» и используют приставку «сувенирная продукция» к своим изделиям. Действительно, сувениры, как правило, не сертифицируются и не декларируются. Но проверять нужно предметно. Например, сувенирную керамическую посуду требуется декларировать. А многие изделия (хоть сувенирные, хоть нет) должны соответствовать СанПиН, иначе — административная ответственность. В частности, это касается детских игрушек.

Сертификацию и декларирование проходят только ИП или юридические лица. Для граждан, включая самозанятых, такой обязанности нет. В этом случае сертификация или декларирование — задача магазина (продавца), через который идёт реализация изделий. Такое условие лучше предусмотрительно включить в договор.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Попробуйте 30 дней бесплатно Подарок новым ИП Акция действует для ИП младше 3 месяцев

Подведём итоги

Что нужно сделать для продажи хендмейд-изделий:

1.      Зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого — если работаете регулярно и сами продаёте изделия.

2.      Оформить договор с посредником (продавцом) или заказчиком — если сдаёте изделия в магазин или работаете на заказ.

3.      Подготовить описание изделия (назначение, состав, свойства) — в виде отдельного документа, на бирке или упаковке.

4.      Определить, нужна или нет сертификация, кто должен её проходить — получите отказное письмо, пройдите процедуру или закрепите порядок в договоре с посредником (заказчиком).

Уделите время формальностям — это обеспечит защиту от нападок и позволит работать спокойно.  

Статья актуальна на 03.02.2021

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНАЯ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Нажимая кнопку Подписаться, я даю согласие
на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур
3 МЕСЯЦА
ЭЛЬБЫ
В ПОДАРОК

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНАЯ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

3 МЕСЯЦА ЭЛЬБЫ В ПОДАРОК
Нажимая кнопку Подписаться, я даю согласие
на обработку персональных данных.
8 комментариев
Оставить комментарий
Комментарии (8)
Представьтесь через
Войдите через соцсети
фейсбук контакте
Написать комментарий
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Написать
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
  • Киличанов Олег 28 ноября 2020, 17:16
    Вот кстати небольшая подборка статей на тему продажи керамики через инстаграм https://imold.ru/articles-keramika/ думаю новичкам будет очень полезна эта информация
    Ответить
  • Оксана 26 февраля, 12:54
    Может ли самозанятый оформить отказное письмо на товары, которые не подлежат сертификации?
    Ответить
    • Щитаев Максим 10 марта, 07:39
      Здравствуйте, Оксана.
      Если в представленных в статье перечнях декларируемой и обязательной для сертификации продукции ваших товаров нет, письмо писать не требуется.
      В том случае, когда товар схож с одним из указанных в перечнях, но точных указаний нет, лучше написать письмо чтобы обезопасить себя.
      Ответить
  • Юлия 4 марта, 07:41
    Супер статья, то что я давно искала!
    Ответить
  • Юлия 4 марта, 07:59
    Не очень понятен момент: Для граждан, включая самозанятых, такой обязанности нет. В этом случае сертификация или декларирование — задача магазина (продавца), через который идёт реализация изделий. Такое условие лучше предусмотрительно включить в договор.
    Так все-таки если самозанятый сам продает изделия, а не через магазин, он должен озаботиться сертификацией и декларацией?
    Ответить
    • Комелина Таня 12 марта, 10:41
      Добрый день, Юлия.

      У самозанятых нет обязанности проходить сертификацию и декларирование, если вы продаете товар самостоятельно. Этим занимаются ИП и юридические лица.
      Если вы собираетесь продавать товары через магазин, то в этом случае сертификация и декларирование — обязанность магазина.
      Ответить
  • Екатерина 12 марта, 00:52
    Почитала эти перечни, большинство товаров от туда исключено.
    И сверху статьи написано "Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 марта 2022 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467)."

    Напишите, пожалуйста, что это значит? Эти документы устарели? Есть какая-то новая версия?

    1. Обязательная сертификация — если изделие есть в перечне продукции для обязательной сертификации.
    2. Декларация соответствия — если изделие есть в перечне декларируемой продукции.
    Ответить
    • Комелина Таня 16 марта, 11:30
      Добрый день, Екатерина.

      Перечень продукции для обязательной сертификации и перечень декларируемой продукции указаны в одном постановлении → Постановление правительства РФ от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
      Постановление действует до 1 марта 2022 года. Срок действия устанавливает Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467.

      То есть, оценка соблюдения требований и привлечение ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 марта 2022 года, пока действует постановление. Об этом и написано на сайте.

      Само постановление сейчас действует, оно не устарело.
      Ответить

Устали от предпринимательской рутины?