Хендмейд: как продавать декор, бижутерию, игрушки и другие изделия ручной работы

Справочная / Бизнес‑будни

Хендмейд: как продавать декор, бижутерию, игрушки и другие изделия ручной работы

Создание и продажа изделий ручной работы (хендмейд) — хороший способ и подработки, и бизнеса. Интересно, красиво, а главное — востребовано. Но нельзя игнорировать юридические вопросы. Разные нарушения — повод для происков конкурентов и нападок со стороны недовольных клиентов. И важно подстраховаться от неудобных вопросов налоговой, проверок и штрафов.

Как оформить деятельность

В этом вопросе — два аспекта, и они взаимосвязаны:

1.      Оформление самой деятельности.

2.      Выбор системы налогообложения.

Можно работать в качестве самозанятого или ИП. Оба варианта подходят, если вы намерены сами продавать изделия, и хендмейд для вас — пусть маленький, но бизнес.

Чему отдать предпочтение:

1.      Самозанятость — основной вариант для мастеров и мастериц. Но годовой оборот не должен превышать 2,4 млн рублей в год. Преимущество — небольшой налог: 4% дохода, если продаёте обычным людям, и 6% — если предпринимателям или компаниям. Нет продаж — нет налогов.

2.      Индивидуальное предпринимательство — более серьезный вариант, полноценный бизнес. Он предпочтителен, если прогнозируемый оборот больше 2,4 млн рублей в год или расчёты показывают, что выгоднее платить налоги, предусмотренные для ИП. Можно выбрать УСН и платить либо 6% от доходов, либо 15% от чистой прибыли (доходы минус расходы). Можно купить патент, если деятельность есть в перечне и соответствует региональным параметрам (в разных регионах свои условия покупки патента и разная стоимость). Патентная система подходит, например, для изготовления изделий народных промыслов.

Что делать, если продажа хендмейд-товаров — нерегулярная подработка, и сами вы изделия не продаёте? В этом случае выбирайте работу по договору, который заключается с заказчиком или магазином. Вид договора зависит от характера договоренностей и канала сбыта.

Чаще всего используются:

1.      Договор комиссии — это когда магазин принимает изделия ручной работы на реализацию. Иногда его называют «аренда лавки». Магазин продаёт хендмейд-товары и перечисляет вам деньги за минусом своего вознаграждения. Платить налоги (13% НДФЛ) — ваша обязанность.  

2.      Договор подряда — вариант для создания изделий ручной работы на заказ. Заказчик даёт задание, вы выполняете, он принимает работу и платит за неё деньги. Удобно для постоянных или больших разовых заказов. Освобождает мастера от расчёта и уплаты налогов и взносов — это делает заказчик.

Документы на товары ручной работы

Часто хендмейд продаётся без всяких сопроводительных документов. Но это порочная практика — рано или поздно могут возникнуть проблемы.

К хендмейд-товарам предъявляются такие же требования качества, безопасности, соответствия СанПиН и другим нормам, как и к промышленной продукции. Важен не способ изготовления, а вид изделия, его назначение и характеристики.  

Могут понадобиться:

1.      Обязательная сертификация — если изделие есть в перечне продукции для обязательной сертификации.

2.      Декларация соответствия — если  изделие есть в перечне декларируемой продукции.

3.      Отказное письмо — если изделия нет в перечнях, но оно сходно с одним из указанных видов продукции или есть сомнения в необходимости сертификации.

4.      Описание характеристик изделия — для предоставления заказчику (покупателю) информации о назначении, качестве и основных свойствах.

Изделия ручной работы — оригинальная продукция с набором уникальных характеристик. Конкретное изделие, как правило, сложно найти в перечнях и нормативах.  

Как решить вопрос:

1.      Изготовить бирку или поместить информацию на упаковке. Это, кстати, полезно и в маркетинговом плане.

2.      Запросить и получить в органе сертификации отказное письмо на конкретное изделие (партию). Если оснований для сертификации не найдут — выдадут письмо. Если найдут — укажут на необходимость сертификации или декларирования.

3.      Урегулировать вопрос в договоре с посредником или заказчиком. Если вы работаете по комиссионному договору, сертификация — задача магазина. Если заключается договор подряда, требования к качеству изделий прописываются в задании, а порядок проверки при сдаче-приемке работы — в самом договоре.

Некоторые мастера «хитрят» и используют приставку «сувенирная продукция» к своим изделиям. Действительно, сувениры, как правило, не сертифицируются и не декларируются. Но проверять нужно предметно. Например, сувенирную керамическую посуду требуется декларировать. А многие изделия (хоть сувенирные, хоть нет) должны соответствовать СанПиН, иначе — административная ответственность. В частности, это касается детских игрушек.

Сертификацию и декларирование проходят только ИП или юридические лица. Для граждан, включая самозанятых, такой обязанности нет. В этом случае сертификация или декларирование — задача магазина (продавца), через который идёт реализация изделий. Такое условие лучше предусмотрительно включить в договор.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Попробуйте 30 дней бесплатно Подарок новым ИП Акция действует для ИП младше 3 месяцев

Подведём итоги

Что нужно сделать для продажи хендмейд-изделий:

1.      Зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого — если работаете регулярно и сами продаёте изделия.

2.      Оформить договор с посредником (продавцом) или заказчиком — если сдаёте изделия в магазин или работаете на заказ.

3.      Подготовить описание изделия (назначение, состав, свойства) — в виде отдельного документа, на бирке или упаковке.

4.      Определить, нужна или нет сертификация, кто должен её проходить — получите отказное письмо, пройдите процедуру или закрепите порядок в договоре с посредником (заказчиком).

Уделите время формальностям — это обеспечит защиту от нападок и позволит работать спокойно.  

Статья актуальна на 03.02.2021

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНАЯ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Нажимая кнопку Подписаться, я даю согласие
на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур
3 МЕСЯЦА
ЭЛЬБЫ
В ПОДАРОК

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНАЯ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

3 МЕСЯЦА ЭЛЬБЫ В ПОДАРОК
Нажимая кнопку Подписаться, я даю согласие
на обработку персональных данных.
21 комментарий
Оставить комментарий
Комментарии (21)
Представьтесь через
Войдите через соцсети
фейсбук контакте
Написать комментарий
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Написать
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
  • Киличанов Олег 28 ноября 2020, 17:16
    Вот кстати небольшая подборка статей на тему продажи керамики через инстаграм https://imold.ru/articles-keramika/ думаю новичкам будет очень полезна эта информация
    Ответить
  • Оксана 26 февраля, 12:54
    Может ли самозанятый оформить отказное письмо на товары, которые не подлежат сертификации?
    Ответить
    • Щитаев Максим 10 марта, 07:39
      Здравствуйте, Оксана.
      Если в представленных в статье перечнях декларируемой и обязательной для сертификации продукции ваших товаров нет, письмо писать не требуется.
      В том случае, когда товар схож с одним из указанных в перечнях, но точных указаний нет, лучше написать письмо чтобы обезопасить себя.
      Ответить
  • Юлия 4 марта, 07:41
    Супер статья, то что я давно искала!
    Ответить
  • Юлия 4 марта, 07:59
    Не очень понятен момент: Для граждан, включая самозанятых, такой обязанности нет. В этом случае сертификация или декларирование — задача магазина (продавца), через который идёт реализация изделий. Такое условие лучше предусмотрительно включить в договор.
    Так все-таки если самозанятый сам продает изделия, а не через магазин, он должен озаботиться сертификацией и декларацией?
    Ответить
    • Комелина Таня 12 марта, 10:41
      Добрый день, Юлия.

      У самозанятых нет обязанности проходить сертификацию и декларирование, если вы продаете товар самостоятельно. Этим занимаются ИП и юридические лица.
      Если вы собираетесь продавать товары через магазин, то в этом случае сертификация и декларирование — обязанность магазина.
      Ответить
  • Екатерина 12 марта, 00:52
    Почитала эти перечни, большинство товаров от туда исключено.
    И сверху статьи написано "Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 марта 2022 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467)."

    Напишите, пожалуйста, что это значит? Эти документы устарели? Есть какая-то новая версия?

    1. Обязательная сертификация — если изделие есть в перечне продукции для обязательной сертификации.
    2. Декларация соответствия — если изделие есть в перечне декларируемой продукции.
    Ответить
    • Комелина Таня 16 марта, 11:30
      Добрый день, Екатерина.

      Перечень продукции для обязательной сертификации и перечень декларируемой продукции указаны в одном постановлении → Постановление правительства РФ от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
      Постановление действует до 1 марта 2022 года. Срок действия устанавливает Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467.

      То есть, оценка соблюдения требований и привлечение ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 марта 2022 года, пока действует постановление. Об этом и написано на сайте.

      Само постановление сейчас действует, оно не устарело.
      Ответить
  • Алена 26 апреля, 11:29
    ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Соц.служба предложила мне оформить соц. контракт на 250 т.р.для открытия своего дела. Теперь лопачу информацию и возникает много вопросов. Подскажите, для пошива эко сумок и создания вязанных пуфов, шарфов и прочего похожего ассортимента, как я понимаю сертификация не нужна, если я буду самозанятый? Верно.
    Ответить
    • Добрый день, Алёна!
      В едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, который в статье выше указывали по ссылке → http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94853/10faae8e7c091dae97ef13cb4c47f0cd95355bdf/ , я не нашел действующего пункта по вашей продукции, поэтому делаю вывод, что сертификация не обязательна.
      Но, к сожалению, не могу точно это гарантировать, так как соц. контракт может подразумевать какие-либо юридические нюансы, по которым я не обладаю информацией.
      Рекомендую вам ещё дополнительно обратиться к юристу по этому вопросу.

      По юридическим вопросам можете обращаться в сервис Правовед — https://pravoved.ru/. Если вы работайте в Эльбе, и перейдете по ссылке «Задайте вопрос» в разделе «Вопросы экспертам» → «Вопросы юристу», то первый вопрос сможете задать бесплатно, а на все последующие получить скидку 25%.
      Ответить
  • Светлана 26 апреля, 12:27
    Добрый день. Подскажите пожалуйста, хотим с мужем производить мягкие игрушки, но на сертификат денег нет, и делаем только единичные как сувенирную продукцию. Нужен ли сертификат, или можно сделать отказное письмо, чтобы не было проблем с законом?
    Ответить
    • Добрый день, Светлана.

      Рекомендую запросить и получить в органе сертификации отказное письмо на конкретное изделие (партию). Если оснований для сертификации не найдут — выдадут письмо. Если найдут — укажут на необходимость сертификации или декларирования.
      Ответить
  • Яна 9 мая, 22:49
    Как же мало таких внятных и подробных статей. Спасибо большое!!!
    Ответить
  • Александра 15 июня, 15:56
    Может ли самозанятый продавать детские бантики ручной работы(хендмей) без сертификации данного товара?
    Ответить
    • Шайн Лена 16 июня, 09:42
      Добрый день, Александра!

      Товары собственного производства самозанятые продавать могут. При этом, для самозанятых нет обязанности проходить сертификацию.

      Если продаёте товар через магазин, то сертификация это обязанность магазина. Потребуется ли сертификация для вашего изделия, вы можете проверить по перечню продукции, которую нужно сертифицировать, → http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94853/10faae8e7c091dae97ef13cb4c47f0cd95355bdf/
      Ответить
  • Сергей 29 июня, 15:20
    Здравствуйте, могу ли я продавать собранные мной лечебные травы в качестве самозанятого на маркетплейсе?
    Ответить
    • Пинжуро Алексей 4 июля, 13:27
      Добрый день.

      В законе нет ограничений для такой деятельности, поэтому НПД применять можно.
      Ответить
  • Мария 14 июля, 18:42
    Здравствуйте, нужно ли оформлять самозанятость для продажи бижутерии (которую сделала сама) и вязаных вещей, в том случае если продажи будут редкими (только когда появится покупатель, допустим, раз в месяц ).
    И нужно ли будет платить налог, если продаж нет в течении какого-то времени?
    Ответить
    • Комелина Таня 15 июля, 15:44
      Добрый день.

      Если вы будете продавать товары собственного производства, то можете оформить самозанятость. Налог будете платить только с вашего дохода от продажи товара. Соответственно, если в месяце доход вы не получали, то и платить налог не потребуется.
      Ответить

Устали от предпринимательской рутины?