От уплаты госпошлины освобождаются все, кто подает документы в электронном виде. Сделать это можно несколькими способами:

Через Госуслуги или nalog.ru. Тогда понадобится электронная цифровая подпись. Это будет подпись физлица: она не пригодится для ведения бизнеса, только для регистрации ИП и личных дел: например, чтобы записать ребёнка в школу, подать иск на турагентство, подписать трудовой договор для удалённой работы (предпринимателям не запрещено параллельно работать по найму). Для получения подписи надо подать заявку и подтвердить личность в сервисном центре. Стоимость базовой версии — 1000 ₽. 

Через МФЦ. Это единственная возможность стать предпринимателем полностью бесплатно. Конечно, может возникнуть вопрос — какой же это электронный способ, если придется идти в МФЦ и отдавать бумажные документы. Дело в том, что документы из многофункционального центра — как и от нотариуса — поступают в налоговую в электронном виде. А раз бумажного документооборота нет, то данные способы приравняли к электронным. 

Заранее позвоните в МФЦ и уточните, занимаются ли они регистрацией ИП — не во всех МФЦ есть такая услуга. Также спросите про госпошлину: некоторые центры отправляют документы в налоговую на бумаге, поэтому приходится платить её. 

Через нотариуса. Нотариус тоже может взять ваши документы и отправить в налоговую в электронном виде. Это будет стоить минимум 1000 ₽ по п 12.8 ст. 22.1 НК РФ, но фактически — несколько тысяч. Поэтому этот способ не популярный.

Открыть ИП через банк

Поможем бесплатно зарегистрировать ИП и открыть расчётный счёт

Оставить заявку

Обязанность платить госпошлину возникает, если вы передаете документы на регистрацию ИП в инспекцию:

  • при личном посещении;
  • через представителя по доверенности;
  • по почте;
  • курьерской службой (в г. Москве). 

Вносить госпошлину нужно заранее — до подачи пакета документов в ФНС.

Платить можно любым удобным способом — через кассу банка, мобильное приложение, специальные сервисы в интернете, банкомат, терминал, сайт ФНС или госуслуги.

У вас нет обязанности прилагать квитанцию об уплате к документам на регистрацию ИП — информация о поступлении госпошлины отобразится в системе государственных и муниципальных платежей. Но иногда квитанция нужна — например, чтобы заплатить наличными в кассе банка или внести верные сведения при иных способах оплаты.

Заполнить и распечатать квитанцию можно на сайте налоговой в разделе «Уплата госпошлины». Сначала выберете «Физическое лицо» и нажмите кнопку «Далее»:

Для определения КБК выберете вид, тип и наименование платежа. Сумма высветится автоматически — менять ее нельзя:

Останется внести данные плательщика — ФИО и ИНН. Если ИНН нет, то нужно обязательно заполнить адрес — но тогда оплата возможна только наличными:

В завершении сформируйте платежный документ.

Если вы предоставили не все документы или сделали ошибки при заполнении бумаг, то при повторной подаче документов на регистрацию платить госпошлину не нужно. У вас будет 3 месяца, чтобы исправить погрешности. Если налоговая откажет еще раз, то госпошлину придется вносить заново. 

О возможных причинах возврата документов читайте в статье «Когда налоговая откажет в регистрации ИП»  

В течение трех лет с момента уплаты госпошлину можно вернуть — только в случае, если вы передумали становиться ИП и документы так и не подали. Для этого нужно заполнить заявление о возврате излишне уплаченного налога и передать его в налоговую вместе с квитанцией.

Статья актуальна на