Предпринимательница держала мебельный магазин. В зале работал продавец. В магазин пришла покупательница и заказала мебель на 110 021 ₽. Продавец взял деньги и от имени магазина подписал с ней договор. Деньги в кассу продавец не внёс, забрал себе. Заявку поставщику на мебель тоже не оформил.

Мебель покупательница не дождалась и пришла с претензией к магазину. Обман вскрылся, на продавца написали заявление в полицию. В итоге продавцу вынесли приговор за мошенничество (какой ему дали срок, мы не знаем).

Потерянные 110 021 ₽ покупательница через суд спросила с предпринимательницы — владелицы магазина. Первые две инстанции ответили: магазин перед ней не отвечает. Ведь он не знал, что у него работает мошенник. Но Верховный Суд в Определении № 46-КГ22-31-К6 сказал другое.

Деньги покупательнице должен вернуть магазин. Потому что её обманул продавец в рабочее время на рабочем месте с использованием служебного положения работника мебельного магазина по отношению к покупателю под видом продажи мебели.

Покупательница могла бы спросить ещё и компенсацию морального вреда. И магазин тоже обязан был бы оплатить её из-за преступления работника. Так сказано в п. 20 Постановление Пленума ВС от 15.11.2022 № 33.

Если работник украл или как-то ещё причинил вред клиенту, прикрывшись служебным положением, перед клиентом отвечает работодатель. Это правило из ст. 1068 ГК РФ.

Из дела с продавцом мебели делаем вывод, что работодатель ответит, если:

  • Работник обманет клиента в рабочее время.
  • Сотрудник будет при исполнении трудовых обязанностей.

Если работник украл, обманул, сломал или сделал что-то ещё вашему клиенту, но не на работе и не от имени вашего бизнеса, отвечает он сам.

Работник отвечает перед работодателем за прямой ущерб. Выплаты обманутому клиенту — это и есть прямой ущерб. Их можно спросить с работника в полной сумме — ч. 1 ст. 1081 ГК РФ и п. 5 ч. 1 ст. 243 ТК РФ.

На деле это сделать сложно (но возможно), потому что нужны вот эти условия:

  1. Работник совершил преступление и ему вынесли приговор. Кража, мошенничество — это преступления. Оскорбление и обзывательства — нет. Поэтому если клиент отсудил моральный вред за хамство, спросить выплату с работника можно только в пределах его месячной зарплаты.
  2. Работодатель выплатил клиенту деньги. Просто перевести на работника обязанность платить не получится.

30 дней Эльбы за 0 ₽

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Попробовать бесплатно

Работник вряд ли согласится возместить деньги добровольно, придётся это делать через суд. На это дело мы рекомендуем нанять юриста. Пойти судиться с работником надо в срок не больше года после выплаты клиенту — ст. 392 ТК РФ.