Оформление работников самозанятыми — популярная схема ухода от зарплатных налогов. За сотрудника нужно платить 13% подоходного налога и минимум 27% страховых взносов, оплачивать больничный, отпуск и декрет. А ещё — сдавать отчёты. С самозанятыми налогов и отчётов ноль. Но налоговая уже набила руку на поиске этой схемы — она квалифицирует самозанятого как работника и заставляет бизнес доплачивать налоги. В деле, о котором расскажем, компанию заподозрили как раз в этой схеме.

Новым ИП — год Эльбы бесплатно

Всем ИП младше 3 месяцев годовой доступ ко всем возможностям Эльбы

Получить бесплатно

Нижнетагильская компания оказывала услуги из IT-сферы. Чтобы выполнять текущие задачи, компания взяла секретаря и водителя. Секретарь занималась приёмом и отправкой писем, а водитель — перевозками. Оба были самозанятыми.

За год компания заключила с секретарём 10 договоров и перевела за услуги на сумму 242 010 ₽. С водителем было 26 договоров и оплат на 777 923 ₽.

Компания сдала в налоговую отчёт РСВ за 12 месяцев. В таком отчёте бизнес показывает, сколько взносов и за каких сотрудников он заплатил. Налоговая провела камеральную проверку, запросила у банка выписку с расчётного счета и увидела вознаграждения самозанятым. Регулярность и суммы насторожили инспекторов, и они запросили договоры с ними.

В договорах не прописали конечный результат услуг и объём. Секретарь и водитель обеспечивали ежедневную деятельность компании. Также они получали оплату один-два раза в месяц — что выглядело, как зарплата. Компания обеспечивала их всем необходимым. Поэтому налоговая решила, что с секретарём и водителем у компании трудовые отношения. А через самозанятость компания по классике уходит от зарплатных налогов. 

Компании доначислили страховые взносы за год на сумму 198 826 ₽. За применение схемы ухода от налогов оштрафовали на 39 765 ₽. 

Компания оспорила решение налоговой в суде, но первая инстанция её не поддержала. А вот судьи второй инстанции смогли понять, что подмены трудовых отношений самозанятостью не было. Компания выиграла суд у налоговой.

Главное отличие трудовых отношений от оказания услуг состоит в следующем. У работника покупают его личное рабочее время, а у исполнителя — только конечный результат услуги — ст. 56 ТК РФ и ст. 779 ГК РФ.

Вот, что помогло убедить судей в отсутствии трудовых отношений с секретарём и водителем:

  • Сумма вознаграждения самозанятых менялась от месяца к месяцу. И разница в суммах была значительной. С зарплатой так не бывает.
  • Водитель и секретарь получали деньги не за факт нахождения на работе, а за выполненные задания. Больше сделал, больше получил.
  • Самозанятые не подчинялись рабочему графику, не ходили на обед и в отпуска, у них не было выходных. На территории компании у них не было рабочих мест. На них не действовали правила охраны труда. Никто из компании не контролировал, как и во сколько самозанятые выполняют свои задачи. Секретарь работала из дома.
  • Компания действительно обеспечивала самозанятых нужным оборудованием. Но этот факт сам по себе не говорит о трудовых отношениях. Заказчик услуг по договору тоже может взять на себя такую обязанность.

Компания отметила ещё один важный момент. У найма самозанятых было экономическое обоснование. Работы на целый день и даже неделю для секретаря и водителя не было. Платить зарплату за простой никто не обязан. Помощи несколько раз в месяц было достаточно.

Налоговая следит, чтобы трудовые отношения не подменяли самозанятостью. Но стоит помнить, что бизнес не обязан брать работников, а вместе с ними обязательство платить зарплату и зарплатные налоги. Почти любую задачу можно закрыть с помощью самозанятого — как в этой истории. Надо только максимально обезопасить себя.

Посмотрите нашу статью Перевели работников в самозанятые: ждать ли проверку налоговой. В ней мы подробно рассказали, на каких условиях надо работать с самозанятыми, чтобы не попасть под подозрение налоговой.

30 дней Эльбы за 0 ₽

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Попробовать бесплатно