Рекуррентный платёж (РП) — это регулярное списание денег с карты, на которое клиент дал согласие.

Если у вас есть подписка на IVI или Яндекс Плюс, то каждый месяц с карты списывается фиксированная сумма — это и есть рекуррентный платёж.

Ещё один пример — списание при наступлении определённого события или выполнении условия. Если в рекламном кабинете заканчиваются деньги, произойдёт автоматическое списание с карты.

1. Клиент знакомится с условиями использования сервиса или продукта, выбирает тариф.

2. Вводит данные карты и подтверждает оплату — создаётся токен. Токен — это технология обмена конфиденциальной информацией. Реквизиты карты обезличиваются, чтобы списания происходили без угрозы кражи данных мошенниками.

Обычно для создания токена проводится символический платёж на 1-5 ₽, которые сразу возвращаются на карту. Но может создаться и просто при первой регулярной оплате.

3. Продавец устанавливает алгоритм списаний. Если это ежемесячная подписка, то деньги будут списываться каждый месяц в день оформления. Например, активировали IVI 14 марта — платёж будет проходить 14 числа каждого месяца.

Рекуррентные платежи часто путают с рекарринговыми, потому что в обоих случаях данные карты вводят один раз для создания токена.

Разница в том, что в рекуррентах порядок списания определяет продавец, а в рекарринге — покупатель. Например, вы добавляете карту в приложение такси, чтобы оплачивать поездки. То есть момент списания денег определяет покупатель.

Новым ИП — год Эльбы бесплатно

Всем ИП младше 3 месяцев годовой доступ ко всем возможностям Эльбы

Получить бесплатно

РП — универсальный инструмент, который можно внедрить в любом бизнесе. Но это не значит, что пользу получают все, это зависит от специфики отрасли и особенностей деятельности.

Самые частые пользователи рекуррентных платежей — разработчики ПО и сервисов. Онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы, инструменты для бизнеса — большинство работает по подписной модели с ежемесячным списанием по выбранному тарифу. По данным Робокассы, на них приходится ~22% повторяющихся платежей.

Кому ещё полезны РП:

  • поставщикам услуг;
  • хостингам, продавцам доменов;
  • интернет-провайдерам;
  • благотворительным организациям;
  • сервисам аренды;
  • создателям прессы и журналов.

Список можно продолжать долго, но если обобщить, то РП подходят организациям, в которых присутствуют регулярные платежи от постоянных клиентов.

При этом необязательно, чтобы деятельность велась в онлайне. Например, фитнес-клубы подключают рекурренты, чтобы автоматически продлевались абонементы клиентов.

Для подключения РП даже не нужен сайт или группа в соцсетях. Бакалейный магазин может предложить подписку на доставку свежих овощей. А для оформления использовать QR-код, который можно отсканировать на кассе.

С РП проще привлекать новых пользователей, если делать первую оплату по символической цене. Например, предлагать месячный доступ к сервису за 1 ₽ — так делают многие кинотеатры.

Когда вместо 500-600 ₽ предлагают заплатить рубль, клиенту проще согласиться. А дальше в течение месяца нужно убедить его, что предложение стоит 500-600 ₽ — всё зависит от вас.

  • Рост выручки. Приходит больше пользователей — растут доходы. Выручка становится прогнозируемой. Имея 1000 клиентов с подпиской за 300 ₽, проще оценить поступления в следующем месяце.
  • Рост пожизненной ценности клиента (LTV) и удержания. Благодаря автоматическим списаниям, пользователи дольше пользуются сервисом, потому что не надо помнить о дате продления и повторно вводить реквизиты карты.
  • Автоматизация. Сотрудники не тратят время на обработку запросов и транзакций.

С РП можно реализовать инструменты вовлечения — например, внутреннюю рассрочку без банка. Клиент покупает дорогой товар, но не платит всю сумму. Стоимость разбивается на равные платежи, которые автоматически списываются с карты.

Платёжные сервисы предлагают готовые решения с минимальной стоимостью внедрения рекуррентных платежей. Компании остаётся добавить модуль на сайт или в приложение.

Главный недостаток РП кроется в человеческом факторе. Клиент перестал пользоваться продуктом, но забыл отменить подписку. Очередное списание как снег на голову, в котором виновата компания. Это может стоить репутационных потерь: человек не вернётся, оставит плохой отзыв и точно не порекомендует сервис друзьям.

Проблема решается уведомлением о предстоящем списании — например, за 3 дня до установленной даты. Если клиент перестал пользоваться сервисом, то отменит подписку и не потеряет деньги. Вы не получите негативной реакции, а пользователь может вернуться в будущем.

Компании сталкиваются с поломками платежей. Списания отклоняются, потому что у человека недостаточно средств на карте или он её поменял. Придётся потратить ресурсы, чтобы связаться с клиентом, выяснить причину и помочь восстановить подписку.

  1. Разработать модуль на основе интернет-эквайринга. Самый сложный и дорогой вариант, потому что нужно нанимать программистов.
  2. Создать решение на основе платёжного сервиса. Актуально для онлайн-компаний. Тоже потребуется привлечь программистов, но процесс будет проще и дешевле: сервисы больше адаптированы для онлайн-платежей.
  3. Воспользоваться готовым модулем рекуррентных платежей. Устанавливаете на сайт и задаёте алгоритмы — запуск занимает до 15-20 минут. Популярные решения: Ainox, CloudePayments, Prodamus.

Всё, что нужно ИП на старте

Не ищите, мы всё пришлем: как выбрать систему налогообложения и накопить на пенсию

  1. Рекуррентный платёж (РП) — это списание денег с карты, на которое клиент дал согласие.
  2. Как работают рекуррентные платежи: клиент выбирает тариф, вводит реквизиты карты и соглашается на регулярные списания. Продавец задаёт алгоритм, чтобы платёж проводился в нужный момент.
  3. Рекуррентные платежи — универсальный инструмент, который адаптируется под любой бизнес. Чаще используется разработчиками ПО и сервисов.
  4. С РП проще привлекать и удерживать клиентов. Выручка становится прогнозируемой, а на обработку платежей уходит меньше ресурсов.
  5. Чтобы быстро подключить РП, воспользуйтесь готовым модулем. Популярные решения: Ainox, CloudPayments, Prodamus.