Если бизнес заточен на регулярные продажи, то рекуррентные платежи упростят привлечение и удержание клиентов. Рассказываем, что это и как работает.
Что такое рекуррентный платёж
Рекуррентный платёж (РП) — это регулярное списание денег с карты, на которое клиент дал согласие.
Если у вас есть подписка на IVI или Яндекс Плюс, то каждый месяц с карты списывается фиксированная сумма — это и есть рекуррентный платёж.
Ещё один пример — списание при наступлении определённого события или выполнении условия. Если в рекламном кабинете заканчиваются деньги, произойдёт автоматическое списание с карты.
Как работают рекурренты
1. Клиент знакомится с условиями использования сервиса или продукта, выбирает тариф.
2. Вводит данные карты и подтверждает оплату — создаётся токен. Токен — это технология обмена конфиденциальной информацией. Реквизиты карты обезличиваются, чтобы списания происходили без угрозы кражи данных мошенниками.
Обычно для создания токена проводится символический платёж на 1-5 ₽, которые сразу возвращаются на карту. Но может создаться и просто при первой регулярной оплате.
3. Продавец устанавливает алгоритм списаний. Если это ежемесячная подписка, то деньги будут списываться каждый месяц в день оформления. Например, активировали IVI 14 марта — платёж будет проходить 14 числа каждого месяца.
Рекуррентные платежи часто путают с рекарринговыми, потому что в обоих случаях данные карты вводят один раз для создания токена.
Разница в том, что в рекуррентах порядок списания определяет продавец, а в рекарринге — покупатель. Например, вы добавляете карту в приложение такси, чтобы оплачивать поездки. То есть момент списания денег определяет покупатель.
Где используются рекуррентные платежи
РП — универсальный инструмент, который можно внедрить в любом бизнесе. Но это не значит, что пользу получают все, это зависит от специфики отрасли и особенностей деятельности.
Самые частые пользователи рекуррентных платежей — разработчики ПО и сервисов. Онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы, инструменты для бизнеса — большинство работает по подписной модели с ежемесячным списанием по выбранному тарифу. По данным Робокассы, на них приходится ~22% повторяющихся платежей.
Кому ещё полезны РП:
- поставщикам услуг;
- хостингам, продавцам доменов;
- интернет-провайдерам;
- благотворительным организациям;
- сервисам аренды;
- создателям прессы и журналов.
Список можно продолжать долго, но если обобщить, то РП подходят организациям, в которых присутствуют регулярные платежи от постоянных клиентов.
При этом необязательно, чтобы деятельность велась в онлайне. Например, фитнес-клубы подключают рекурренты, чтобы автоматически продлевались абонементы клиентов.
Для подключения РП даже не нужен сайт или группа в соцсетях. Бакалейный магазин может предложить подписку на доставку свежих овощей. А для оформления использовать QR-код, который можно отсканировать на кассе.
Плюсы рекуррентных платежей для бизнеса
С РП проще привлекать новых пользователей, если делать первую оплату по символической цене. Например, предлагать месячный доступ к сервису за 1 ₽ — так делают многие кинотеатры.
Когда вместо 500-600 ₽ предлагают заплатить рубль, клиенту проще согласиться. А дальше в течение месяца нужно убедить его, что предложение стоит 500-600 ₽ — всё зависит от вас.
- Рост выручки. Приходит больше пользователей — растут доходы. Выручка становится прогнозируемой. Имея 1000 клиентов с подпиской за 300 ₽, проще оценить поступления в следующем месяце.
- Рост пожизненной ценности клиента (LTV) и удержания. Благодаря автоматическим списаниям, пользователи дольше пользуются сервисом, потому что не надо помнить о дате продления и повторно вводить реквизиты карты.
- Автоматизация. Сотрудники не тратят время на обработку запросов и транзакций.
С РП можно реализовать инструменты вовлечения — например, внутреннюю рассрочку без банка. Клиент покупает дорогой товар, но не платит всю сумму. Стоимость разбивается на равные платежи, которые автоматически списываются с карты.
Платёжные сервисы предлагают готовые решения с минимальной стоимостью внедрения рекуррентных платежей. Компании остаётся добавить модуль на сайт или в приложение.
Нюансы использования
Главный недостаток РП кроется в человеческом факторе. Клиент перестал пользоваться продуктом, но забыл отменить подписку. Очередное списание как снег на голову, в котором виновата компания. Это может стоить репутационных потерь: человек не вернётся, оставит плохой отзыв и точно не порекомендует сервис друзьям.
Проблема решается уведомлением о предстоящем списании — например, за 3 дня до установленной даты. Если клиент перестал пользоваться сервисом, то отменит подписку и не потеряет деньги. Вы не получите негативной реакции, а пользователь может вернуться в будущем.
Компании сталкиваются с поломками платежей. Списания отклоняются, потому что у человека недостаточно средств на карте или он её поменял. Придётся потратить ресурсы, чтобы связаться с клиентом, выяснить причину и помочь восстановить подписку.
Как подключить для своего бизнеса
- Разработать модуль на основе интернет-эквайринга. Самый сложный и дорогой вариант, потому что нужно нанимать программистов.
- Создать решение на основе платёжного сервиса. Актуально для онлайн-компаний. Тоже потребуется привлечь программистов, но процесс будет проще и дешевле: сервисы больше адаптированы для онлайн-платежей.
- Воспользоваться готовым модулем рекуррентных платежей. Устанавливаете на сайт и задаёте алгоритмы — запуск занимает до 15-20 минут. Популярные решения: Ainox, CloudePayments, Prodamus.

Коротко
- Рекуррентный платёж (РП) — это списание денег с карты, на которое клиент дал согласие.
- Как работают рекуррентные платежи: клиент выбирает тариф, вводит реквизиты карты и соглашается на регулярные списания. Продавец задаёт алгоритм, чтобы платёж проводился в нужный момент.
- Рекуррентные платежи — универсальный инструмент, который адаптируется под любой бизнес. Чаще используется разработчиками ПО и сервисов.
- С РП проще привлекать и удерживать клиентов. Выручка становится прогнозируемой, а на обработку платежей уходит меньше ресурсов.
- Чтобы быстро подключить РП, воспользуйтесь готовым модулем. Популярные решения: Ainox, CloudPayments, Prodamus.