Магазины, кафе и сфера услуг отвечают за безопасность клиента, когда он ещё только на пороге. Так сказал Верховный Суд. Всё дело в Законе о правах потребителей. Расскажем, почему это важно бизнесу.
Дело про скользкие ступеньки
Женщина упала на обледеневших ступеньках магазина и получила травму позвоночника. С владельцев магазина женщина спросила компенсацию морального вреда, но те не заплатили.
Пострадавшая пошла в суд, и тот обязал магазин выплатить 35 000 ₽. Потому что магазин не позаботился о безопасности покупателей на своей территории. А ещё магазин обязали заплатить потребительский штраф 17 500 ₽ — за то, что не согласился платить без суда.
Что это за потребительский штраф
Покупатели магазинов, клиенты сферы услуг, общепита и заказчики работ для личных нужд — потребители. У них повышенная защита. Если с клиентом дошло до суда и он выиграл, ему полагается дополнительная выплата — в половину присужденной суммы. Это и есть потребительский штраф — ч. 6 ст. 13 Закона о правах потребителей.
Магазин обжаловал решение суда. Ведь женщина упала, когда ещё не вошла в магазин и ничего не купила. Значит, потребителем она не стала, повышенной защиты у неё нет. Суды на пересмотре согласились и отменили потребительский штраф. Но женщина дошла до Верховного Суда. И там сказали вот что.
Потребитель — это не только тот, кто купил товар или оплатил услугу. Человек становится потребителем уже когда собрался купить или заказать. Женщина упала, когда заходила за покупками. О безопасности крыльца магазин не позаботился. Значит, кроме морального вреда должен еще и штраф — п. 1 Обзора дел по защите прав потребителей от 18.10.2023 г.
Какая ответственность на предпринимателе
Условия в магазине, кафе или салоне красоты должны быть безопасными. Это следует из ст. 7 Закона о правах потребителей.
Безопасность внутри помещения и на крыльце — это когда клиент не рискует жизнью, здоровьем и своими вещами. У клиента не должно быть риска поскользнуться на наледи или мокром полу, запнуться за коврик или паллет. Примерно так описывает безопасность входа и самого помещения Роспотребнадзор.
Пострадавшему клиенту владелец бизнеса обязан оплатить лечение, если оно не входит в полис ОМС. И в любом случае компенсировать зарплату за время больничного и моральный вред — п. 27 Постановления Пленума ВС № 1 от 26.01.2010.
Если клиент выиграл суд, плюсом к выплатам бизнес платит потребительский штраф. Чем серьезнее травма, тем больше суд назначит компенсацию морального вреда. Выше зарплата пострадавшего, больше ее компенсация. И тем больше будет потребительский штраф. Поэтому о выплатах за травму на пороге лучше договориться.
О серьёзных травмах врачи скорой помощи сообщают полиции. Если окажется, что помещение не отвечало требованиям безопасности, могут завести уголовное дело по ст. 238 УК РФ.
С бизнеса снимается ответственность, если клиент пострадал из-за непреодолимой силы, например, наводнения. А ещё если клиент виноват сам. К примеру, был пьян — ч. 5 ст. 14 Закона о правах потребителей.

Как себя обезопасить
Мы посмотрели судебные дела и можем точно сказать: клиенты очень часто травмируются из-за падений. Устраните этот риск.
За безопасность крыльца и помещения отвечает его собственник. Когда помещение в аренде, эта обязанность переходит к арендатору, если только по договору она не осталась за арендодателем — ч. 2 ст. 616 ГК РФ.
Если клиенты заходят к вам через крыльцо, сделайте его безопасным. Убирайте снег, лед и мусор. Вовремя чините ступеньки и перила. Подробности про крыльцо — в нашей статье: Урна и уборка крыльца у торговой точки: чья это обязанность.
Внутри сделайте безопасным пол. После мытья ставьте табличку, что пол мокрый. Убедитесь, что коврики не загибаться и вообще не обо что запнуться. Противоскользящие коврики надежно прикрепите к полу.