Счёт на оплату — это документ, упрощающий расчёты между контрагентами. Используется как основание для перечислений, фиксирует стороны, реквизиты и состав сделки.

Если вы работаете с ИП и организациями, скорее всего, без счёта не обойтись. Большинство предприятий при совершении платежей ориентируются на документ от поставщика или исполнителя.

Для самозанятого счёт необязателен. Законы и нормативно-правовые акты не устанавливают, что для получения оплаты требуется составлять отдельный документ. По умолчанию достаточно договора и реквизитов.

Для ИП и юрлиц счёт несёт больше значения. Во-первых, упрощает работу бухгалтерии. Специалист сразу понимает, кому, за что и сколько денег отправить. Во-вторых, выступает основанием платежа. Если у налоговой будут вопросы, счёт используют для экономического обоснования.

Если хотите получать выгодные заказы от организаций и предпринимателей, научитесь выставлять счета. Некоторые контрагенты могут отказаться от сотрудничества, если вы не предоставите пакет документов со счётом.

Эльба поможет с первичкой

Подготовьте любые документы по сделке за пару минут. Для новых ИП — 1 год бесплатно

В счёт включают сведения, необходимые для оплаты самозанятому:

  • ФИО и платёжные реквизиты самозанятого;
  • дата и номер счёта — в порядке возрастания с начала года;
  • наименование и реквизиты плательщика в соответствии с договором;
  • список товаров или услуг, единицы измерения, цена за единицу;
  • итоговая стоимость.

Внизу ставят подпись, чтобы заверить достоверность документа.

Где найти реквизиты самозанятого для получения оплаты

Для подготовки и получения оплаты необходимо знать ИНН и реквизиты счёта. 

ИНН присваивается после постановки на учёт в налоговом органе. Номер смотрите на свидетельстве, которое выдали в инспекции. Если потеряли его, запросите дубликат. А пока ждёте восстановления, уточните ИНН в сервисе ФНС.

Платёжные реквизиты уточните в мобильном приложении банка. Самозанятые без статуса ИП принимают оплату на карту. Но в счёте нельзя указывать номер карты — нужны реквизиты счёта, к которому она привязана.

Как узнать реквизиты:

  1. Войдите в банковское приложение.

  2. Откройте раздел с картой, на которую хотите получать оплату.

  3. Найдите блок «О карте» или подобный — зависит от банка, с которым работаете.

  4. Нажмите «Реквизиты счёта карты». Для счёта нужны наименование отделения, БИК, ИНН банка, корр. счёт и номер счёта.

Если работаете как индивидуальный предприниматель с расчётным счётом, посмотрите реквизиты в интернет-банке.

Чтобы подготовить счёт, можно найти пустой бланк в интернете, скачать и заполнить на компьютере. Перед этим запросите карточку с реквизитами у ИП или организации. 

Это неудобный способ, который отнимает время. К тому же можно ошибиться при заполнении, особенно в номере расчётного счёта. Поэтому лучше воспользуйтесь приложением «Мой налог».

В приложении есть инструмент для автоматического формирования счетов на оплату. Как подготовить документ:

  1. Нажмите «Новая продажа».

  2. Добавьте нужные товары или услуги, укажите стоимость.

  3. Нажмите «Юридическому лицу или ИП». 

  4. Введите ИНН клиента из полученной карточки и нажмите «Найти». Сервис подберёт организацию или ИП и автоматически заполнит реквизиты.

  5. Проверьте правильность заполнения полей и нажмите «Выдать счёт».

  6. Во всплывающем меню выберите способ оплаты — по расчётному счёту.

Необязательно каждый раз указывать реквизиты счёта. В разделе «Платежи» в подразделе «Получение средств» заполните вкладку «По расчётному счёту». Тогда платёжные данные будут автоматически подставляться при выставлении счёта. 

Счёт из приложения «Мой налог» сохраняется в PDF-формате. Его можно отправить заказчику по электронной почте или в мессенджере. При необходимости — распечатать и отдать в бумажном виде.

После отгрузки товаров или выполнения услуг и получения оплаты самозанятый должен передать покупателю чек из приложения «Мой налог».

  1. Перейдите во вкладку «Счета».

  2. Выберите нужный счёт, нажмите на точки и выберите «Создать чек».

  3. Отправьте чек по электронной почте или мессенджере. При необходимости — распечатайте и передайте в бумажном виде. 

У организаций и ИП сложнее налоговый учёт, больше внимания налоговой, поэтому чаще дело не ограничивается чеком. Заказчик может запросить акт, который подтверждает оказанные услуги или выполненные работы. Как самозанятому составить акт, рассказали в здесь.

  1. Счёт на оплату — это документ, упрощающий расчёты между контрагентами. Используется как основание для перечислений, фиксирует стороны, реквизиты и состав сделки.

  2. Чтобы заказчик оплатил товары или услуги, в счёте должны быть: ФИО самозанятого, дата и номер документа, платёжные реквизиты, наименование товаров или услуг, цена за единицу и общая стоимость.

  3. Счёт можно заполнить вручную на компьютере или подготовить в приложении «Мой налог». Второй вариант проще, потому что документ формируется автоматически.