Акт — это первичный документ, который фиксирует перечень оказанных услуг или выполненных работ.

Он выступает дополнительным подтверждением, что самозанятый закрыл поставленные задачи, а заказчик не имеет претензий.

Бывают акты оказанных услуг и выполненных работ. По содержанию между ними нет разницы, поэтому вид выбирают исходя из заключенного договора. Если стороны заключили соглашение о возмездном оказании услуг — выбирают первый вариант; если работают по договору подряда — второй.

30 дней Эльбы за 0 ₽

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Попробовать бесплатно

Самозанятые не обязаны составлять акты для заказчиков. Федеральный закон от 27.11.2018 года № 422-ФЗ устанавливает, что выполненные работы или оказанные услуги подтверждаются чеком из приложения «Мой налог». Аналогичной позиции придерживается налоговая в письме от 20.02.2019 года № СД-4-3/2899@.

Формирование акта остаётся на усмотрение исполнителя. Для него это полезно, потому что появляется дополнительное подтверждение выполнения условий соглашения и отсутствия претензий со стороны заказчика. Если возникнет спор, будет дополнительный аргумент в свою пользу.

А ещё это возможность привлечь больше заказчиков из числа ИП и организаций. Они охотнее сотрудничают с самозанятыми, которые готовы предоставить полный пакет документов.

Заказчики предпочитают работать с актами, чтобы уточнять информацию об объёме выполненных работ или оказанных услуг. В случае налоговой проверки первичный документ вместе с чеком становится подтверждением, что с самозанятым не подменяют трудовые отношения.

Составление акта обязательно, если самозанятый работает по предоплате. Такие разъяснения даёт налоговая. 

Также он понадобится при работе с рекламой, которая сегодня подлежит маркировке. Первичный документ выступает дополнительным подтверждением затрат, информация о которых поступает в РКН.

Акт — не регламентированный документ, поэтому составляется в свободной форме. Есть множество шаблонов, некоторые заказчики предлагают свои варианты, утверждённые внутренней политикой.

Вне зависимости от выбранного варианта акт должен содержать реквизиты первичного документа из п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ:

  • название, номер, место и дата составления;
  • наименование сторон;
  • ссылка на договор, в рамках которого составляется акт;
  • список работ или услуг, цена за единицу, сроки выполнения и общая стоимость;
  • информация об отсутствии претензий или список недочётов;
  • реквизиты сторон;
  • подписи исполнителя и самозанятого.

Как составить акт:

  1. В специальном сервисе. Например, в Эльбе самозанятые указывают перечень услуг или работ, количество и стоимость единицы. Сервис автоматически формирует документ.
  2. Вручную по шаблону из интернета. При выборе бланка проверяйте, чтобы были все обязательные реквизиты.
  3. По форме заказчика.

Проще всего первый вариант. В сервисе учтены требования ФЗ-402, а составление занимает 2-3 минуты. Но для понимания сути рассмотрим ручное заполнение акта.

Если не хотите регистрироваться в сервисах, воспользуйтесь экспресс-формой Контура для подготовки акта.

Пошаговая инструкция

Этапы заполнения:

  1. Скачайте пустой бланк акта, найдите другой в интернете или запросите форму у заказчика.
  2. В заголовке укажите порядковый номер акта, ниже — город и дату составления. 
  3. Под шапкой укажите стороны сделки — организацию или ИП и себя. Для точной идентификации указывают ИНН. В следующем абзаце напишите, за какой период в акте указаны услуги. Например, с 1 декабря 2024 г. по 15 января 2025 г.
  4. В таблице перечислите оказанные услуги. Укажите наименование, единицы измерения, количество, цену и общую стоимость. Проверяйте, чтобы перечень совпадал с предметом основного договора.
  5. Под таблицей укажите, сколько всего к оплате по выполненным услугам. Ниже стороны фиксируют отсутствие претензий или перечень недостатков, которые необходимо исправить.
  6. В конце напишите реквизиты сторон. Под ними ставят подпись, чтобы заверить достоверность документа.

Скачать образец заполнения акта об оказании услуг →

Вы, как самозанятый, сами подписываете документ. Со стороны заказчика это делает индивидуальный предприниматель или директор. Печать ставят при наличии. Также заверить акт может сотрудник или

Можно отправить скан, но впоследствии нужно обменяться оригиналами. Если не хотите распечатывать документ, работайте через электронный документооборот (ЭДО). Но для этого нужно оформить электронную подпись.

  1. Акт — это первичный документ, который фиксирует перечень оказанных услуг или выполненных работ.
  2. По ФЗ-422 самозанятые не обязаны составлять акты, оказанные услуги или выполненные работы подтверждаются чеком. Но если заказчик просит подготовить документ, лучше пойти навстречу.
  3. Акт составляют в свободной форме, но в нём должны быть реквизиты первичного документа — п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ.
  4. Документ можно подготовить вручную по форме из интернета или от заказчика. Удобнее и быстрее это делается через специальный сервис — например, в Эльбе.
  5. После заполнения акта внизу поставьте подпись. Со стороны заказчика расписывается ИП или директор. Вместо них это может сделать сотрудник, у которого есть такие полномочия по доверенности.