Иван и Игорь занялись бизнесом: первый — оптовой торговлей автомобильных аксессуаров, второй — установкой систем видеонаблюдения. В прошлом году Иван заработал 1,1 млн ₽, а Игорь — только 700 000 ₽.

Кажется, оптовая торговля стала более выгодным делом. Но опытные предприниматели знают: чистой прибыли для выводов недостаточно. Важен не результат, а эффективность использования ресурсов.

Для объективной оценки экономисты придумали рентабельность. Коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приносит каждый вложенный рубль. Процентное значение дает понять, какой бизнес выгоднее и успешнее.

Рентабельность оценивают по компании, но в финансовом анализе принято разделять расчёты по направлениям, продуктам, отделам и другим структурным единицам.

Существует больше десяти коэффициентов рентабельности, которые применяют в зависимости от задач и специфики организации. Далее рассмотрим наиболее распространённые и универсальные виды, которые пригодятся в вашей деятельности.

30 дней Эльбы за 0 ₽

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Попробовать бесплатно

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж (ROS) — это соотношение прибыли и выручки. Коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль выручки.

Формула:

ROS = Пр / Выр х 100%, где:

Пр — прибыль;
Выр — выручка.

Вернемся к товарищам-предпринимателям, чтобы сравнить результаты. Для расчёта уточним выручку за прошлый год:

у Ивана — 6,8 млн ₽.

у Игоря — 2,5 млн ₽.

Считаем рентабельность продаж:

Иван: 1,1 / 6,8 х 100% = 16,17%.

Игорь: 0,7 / 2,5 х 100% = 28%.

Несмотря на разницу в прибыли, бизнес Ивана менее эффективен.

Если рентабельность ниже 5%, говорят о критическом положении предприятия. Руководитель должен повысить эффективность, иначе любое негативное событие сделает предприятие убыточным. Хорошим считают значение в 20-30%, выше — высокая рентабельность, дающая сверхприбыль.

Рентабельность инвестиций

Рентабельность инвестиций (ROI) — это соотношение прибыли и суммы вложений в бизнес. Показатель рассчитывают на стадии планирования, чтобы определить перспективы проекта.

Результат сравнивают с альтернативными вариантами и ставкой по банковскому депозиту, чтобы выбрать вариант с наибольшей рентабельностью. Например, если ставка по депозиту выше, проще положить деньги в банк, чем тратить силы и время на развитие предприятия.

Формула:

ROI = Пр / ВелИ х 100%, где:

Пр — прибыль;
ВелИ — величина инвестиций.

Например, Иван на старте инвестировал 2,5 млн руб. Рентабельность инвестиций: 1,1 / 2,5 х 100% = 44%. Показатель выше ставки по депозиту — предприниматель сделал правильный выбор.

Рентабельность активов

Активы — это денежные средства, оборудование, здания, запасы готовой продукции и другие ресурсы, которые генерируют прибыль. Рентабельность активов (ROA) — это соотношение прибыли и средней стоимости ресурсов. Показатель характеризует эффективность использования ресурсов.

Формула:

ROA = Пр / СрЦА х 100%, где:

Пр — прибыль;
СрЦА — средняя цена активов.

Среднюю цену активов определяют по стоимости ресурсов на начало и конец периода. Вернемся к Ивану, который монтирует системы видеонаблюдения. Вводные данные:

  • величина активов на начало года — 1,3 млн ₽.
  • величина активов на конец года — 1,7 млн ₽.

Считаем:

Средняя цена активов = (1,3 + 1,7) / 2 = 1,5 млн ₽.

Рентабельность = 0,7 / 1,5 х 100% = 46,7%.

Делаем вывод, что Иван эффективно пользуется ресурсами.

Ведите клиентов и бухгалтерию в одном сервисе

Забудьте про таблички и громоздкие CRM. Новый раздел Проекты в Эльбе их заменит

Попробовать бесплатно

Рентабельность продукции

Рентабельность продукции (РПР) — это соотношение прибыли и себестоимости товаров или услуг. Показатель используют для детального анализа, чтобы найти «похитителей» прибыли и точки роста.

Формула:

РПР = Пр / Сс х 100%, где:

Пр — прибыль;
Сс — себестоимость.

Для примера возьмём у Ивана данные по прибыли и себестоимости:

Товар Прибыль, руб. Себестоимость, руб.
Коврики 400 000 1 800 000
Чехлы для сидений 300 000 1 200 000
Ароматизаторы 400 000 2 300 000

Рентабельность товаров:

РПР1 = 400 000 / 1 800 000 х 100% = 22,2%;

РПР2 = 300 000 / 1 200 000 х 100% = 25%;

РПР3 = 400 000 / 2 300 000 х 100% = 17,4%.

Продажа ароматизаторов — наименее эффективное направление. Если Иван откажется от него и направит ресурсы на коврики и чехлы, прибыль организации вырастет без финансовых вложений и кардинальных изменений.

Порог рентабельности (ПР), известный как точка безубыточности (ТБУ) — это выручка, которая покрывает постоянные расходы организации. При достижении отметки организация избегает убытков и с последующих доходов получает прибыль.

Порог рентабельности помогает планировать закупки, продажи, маркетинг, обслуживание и другие аспекты. Рассчитаем точку безубыточности для Игоря.

Вводные данные:

  • выручка — 470 000 ₽.
  • переменные расходы — 230 000 ₽.
  • постоянные расходы — 150 000 ₽.

Формула:

ПР = ПРс / Мар, где:

ПРс — постоянные расходы;
Мар — маржинальность.

Формула маржинальности:

Мар = (Выр — ПерР) / Выр х 100%, где:

Выр — выручка;
ПерР — переменные расходы.

Считаем:

Мар = (470 000 — 230 000) / 470 000 х 100% = 51,1%

ПР = 150 000 / 51,1% = 293 542 ₽.

Точку безубыточности можно считать в количественном выражении, но это уже тема для отдельной статьи — обязательно подготовим.

Чтобы повысить рентабельность, предприниматели повышают поток клиентов и оптимизируют затраты. Для этого:

  • Улучшают продукт или услугу, чтобы клиенты приходили снова и приводили друзей.
  • Планируют расходы, а затем анализируют отклонения. Часто эффективность снижается из-за бесполезных для бизнеса затрат.
  • Оптимизируют систему продвижения: подключают новые каналы трафика, обновляют креативы, находят и устраняют проблемы воронки.
  • Повышают квалификацию сотрудников, чтобы повысить продуктивность.
  • Обновляют производственные фонды — новое оборудование выпускает больше продукции при меньших ресурсных затратах.

Способ повышения рентабельности выбирают в соответствии с задачами и спецификой компании.

Уютный телеграм-канал, где переводят законы на человеческий язык

  1. Рентабельность — это соотношение прибыли и ресурса предприятия, выраженное в процентах. Коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приносит каждый вложенный рубль.
  2. Рентабельность продаж (ROS) — это соотношение прибыли и выручки. Коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль выручки.
  3. Рентабельность инвестиций (ROI) — это соотношение прибыли и суммы вложений в бизнес. Показатель рассчитывают на стадии планирования, чтобы определить перспективы проекта.
  4. Рентабельность активов (ROA) — это соотношение прибыли и средней стоимости ресурсов. Показатель характеризует эффективность использования ресурсов.
  5. Рентабельность продукции (РПР) — это соотношение прибыли и себестоимости товаров или услуг. Показатель используют для детального анализа, чтобы найти «похитителей» прибыли и точки роста.
  6. Порог рентабельности (ПР), известный как точка безубыточности (ТБУ) — это выручка, которая покрывает постоянные расходы организации. При достижении отметки организация избегает убытков, и с последующих доходов получает прибыль.