В 2025 году товарный знак — символика, которая помогает выделить товары или услуги среди аналогов. Это «лицо» продукта на рынке, которое узнает покупатель из тысячи.

Товарные знаки могут быть в виде слов, имён, символов, фигур, логотипов, а также состоять из комбинации всех перечисленных элементов.

Согласно ст. 1477 ГК РФ, товарный знак — обозначение, зарегистрированное в Роспатенте для того, чтобы товары, услуги, юрлица и ИП стали уникальными.

Товарный знак и торговая марка — это юридически защищённые символы, которые используются для того, чтобы отличить товары и услуги друг от друга. В российском правом сегменте эти понятия часто рассматриваются как взаимозаменяемые. Но в нашей стране официально регистрируют только товарный знак, а марку используют для международной правовой защиты.

Бренд — это более широкий термин, который включает в себя товарный знак и торговую марку, а также другие элементы идентификации, такие как фирменный стиль, позиционирование, репутация и ассоциации. При этом один элемент бренда — товарный знак, имеет правовую защиту, а сам бренд, как целостное восприятие, формируется для понимания у потребителей.

Ранее легализовать свою символику могли только юридические лица и ИП. С 29 июня 2023 года граждане могут регистрировать товарные знаки, согласно поправкам в Гражданский кодекс РФ.

Любой гражданин может регистрировать товарный знак, даже без статуса ИП. Но использовать его может только в рамках деятельности, не связанной с предпринимательством и доходами. Для бизнеса уже придётся открывать ИП или юрлицо.

Физическое лицо может зарегистрировать товарный знак для:

  • личных некоммерческих услуг (например, просвещение и мотивация к здоровому образу жизни),
  • творческой деятельности,
  • видов деятельности для самозанятых,
  • защиты своего имени или псевдонима.

Вот несколько весомых аргументов, почему нужно регистрировать товарный знак, особенно если торгуете на маркетплейсах.

Защитить продукцию от подделок. Если у вас зарегистрирован товарный знак, он прекращает продажу подделок. На площадках вы имеете полное право блокировать с помощью техподдержки карточки конкурента, который недобросовестно использует бренд. А ещё по закону можно требовать компенсацию до 5 миллионов ₽.

Защитить бизнес от штрафов и разбирательств. Если вы используете случайное наименование — можно стать нарушителем, поскольку такой знак уже кем-то зарегистрирован. Незаконное использование приведёт к санкциям от маркетплейса, блокировке карточек, разрыву договора. Кроме того, компенсацию до 5 миллионов ₽ потребуют уже с вас.

Повысить узнаваемость. Если вам есть что предложить людям на маркетплейсе (и не только там) — товарный знак жизненно необходим. По нему покупатели будут приходить именно к вам, а не к конкурентам.

Развивать бренд. Товарный знак позволяет развивать бренд в перспективе. Это получается выгоднее, чем заниматься перепродажей чужих товаров. Регистрация своего знака повысит конкурентоспособность на рынке.

Открыть дополнительное направление. Товарный знак можно в дальнейшем сдавать в аренду. Ещё один вид дохода — заключить договор франшизы с другим продавцом.

Сохранить деньги. Бренд — инструмент маркетинга, в который вкладывают деньги на продвижение. Без регистрации товарного знака, вы можете “подарить” отличный ресурс недобросовестным конкурентам, а заодно забыть обо всех вложенных усилиях и средствах.

Обезопасить себя от лишних трат. Начать бизнес стоит именно с регистрации товарного знака. Иначе расходов на переделку документов не избежать. Представьте, что будет, если после получения сертификатов выяснится, что у вашего торгового знака есть другой владелец. И про компенсацию до 5 миллионов ₽ помним.

Начнём с того, что Роспатент предъявляет обязательные требования для товарных знаков:

  1. Должен отличать товар от аналогов.
  2. Не вводит в заблуждение относительно места производства.
  3. Не противоречит морали и общественным интересам (запрещены нецензурные слова, оскорбления, призывы к насилию и прочее).
  4. Не походит по смыслу, звучанию и написанию на уже зарегистрированные товарные знаки.
  5. Не содержит государственную символику, знаки контролирующих органов, гербы, флаги, аббревиатуры или пробы.

Регистрацией товарного знака в 2025 году занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Шаг 1. Подготовьте товарный знак к регистрации

Для регистрации товарного знака он должен быть уникальным. Для того чтобы убедиться, проведите предварительный поиск в базе данных Роспатента и международных базах. Это можно сделать онлайн. Для более тщательной проверки обратитесь к патентным специалистам.

Шаг 2. Подайте заявку

Заявку на регистрацию можно подать через онлайн-сервис или в бумажном виде. Есть три способа:

Самостоятельно. Через портал Госуслуги или АРМ Регистратор, если у вас есть электронная подпись. Также можно подать заявку в ФИПС напрямую или через Почту России.

Через представителя. Но понадобится нотариальная доверенность с расходами и увеличением времени на процесс регистрации.

Через патентного специалиста. Профессионал поможет подготовить документы, правильно подобрать классы МКТУ, оптимизировать все шаги.

Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) — это учреждение, занимающееся проведением экспертизы в Роспатенте.

Шаг 3. Ответьте на запросы Роспатента

Роспатент может запросить дополнительную информацию или документы на этапе формальной экспертизы. Если не ответить на запрос в течение 3-х месяцев, заявку отклонят. Могут отказать на этапе экспертизы, но здесь можно оспаривать с аргументами. Рекомендуется делать это с юристом, имеющим опыт работы с отказами.

Шаг 4. Оплатите пошлины

Каждый этап регистрации сопровождается определёнными расходами. Точная стоимость зависит от количества классов МКТУ и дополнительных услуг. В основные платежи могут войти:

  • первоначальная экспертиза заявки,
  • экспертиза обозначения,
  • регистрация знака,
  • выдача свидетельства.

За каждый дополнительный класс МКТУ — отдельная пошлина. Ещё могут быть расходы при выборе бумажной формы свидетельства вместо электронного варианта.

Для получения актуальной информации о размерах пошлин, рекомендуется обратиться на официальный сайт Роспатента или проконсультироваться со специалистами — суммы могут меняться в соответствии с действующими законами.

Срок действия прав на товарный знак составляет 10 лет с момента официальной регистрации. После этого владелец может подать заявление на продление, и это можно сделать неограниченное количество раз (каждый раз на период в 10 лет).

Территория защиты товарного знака ограничена территорией Российской Федерации. Но по закону предусмотрена возможность расширить защиту через систему международной регистрации. Для правовой охраны можно воспользоваться механизмами. Например, Мадридским соглашением о международной регистрации знаков. Также можно подать заявку в иностранное ведомство страны, где нужна правовая охрана.

Защита исключительного права на товарный знак гарантирована ст. 1250 ГК РФ. Если кто-то решит распространять товары с вашей маркировкой, их можно привлекать к ответу, поскольку использование чужой символики — нарушение согласно ст. 1448 ГК РФ.

Следить за тем, чтобы ваш товарный знак не использовали злоумышленники придётся самостоятельно. Для эффективной защиты потребуется сбор доказательств и юридическая поддержка.

Регистрация товарного знака — не просто формальность, а важный инструмент защиты бизнеса, который даёт действенный инструменты борьбы с нарушениями и защиты своих интересов на рынке.

Регистрация товарного знака — стратегический шаг по защите бизнеса. Свидетельство становится страховкой вложенных в бренд денег и гарантией того, что вы можете легально продавать и не попадёте в серьёзные неприятности, нарушив права других лиц.

В условиях современной экономики, когда конкуренция растёт, защита интеллектуальной собственности становиться всё более актуальной. Регистрация товарного знака — разумная инвестиция в будущее вашей компании.