В современном бизнесе товарный знак — не просто символика или имя. Это инструмент развития и защиты компании. Разберём, что такое товарный знак, почему он необходим и как его пошагово регистрировать.
Что такое товарный знак?
В 2025 году товарный знак — символика, которая помогает выделить товары или услуги среди аналогов. Это «лицо» продукта на рынке, которое узнает покупатель из тысячи.
Товарные знаки могут быть в виде слов, имён, символов, фигур, логотипов, а также состоять из комбинации всех перечисленных элементов.
Согласно ст. 1477 ГК РФ, товарный знак — обозначение, зарегистрированное в Роспатенте для того, чтобы товары, услуги, юрлица и ИП стали уникальными.
Товарный знак и торговая марка — это юридически защищённые символы, которые используются для того, чтобы отличить товары и услуги друг от друга. В российском правом сегменте эти понятия часто рассматриваются как взаимозаменяемые. Но в нашей стране официально регистрируют только товарный знак, а марку используют для международной правовой защиты.
Бренд — это более широкий термин, который включает в себя товарный знак и торговую марку, а также другие элементы идентификации, такие как фирменный стиль, позиционирование, репутация и ассоциации. При этом один элемент бренда — товарный знак, имеет правовую защиту, а сам бренд, как целостное восприятие, формируется для понимания у потребителей.
Может ли физ. лицо зарегистрировать свой товарный знак?
Ранее легализовать свою символику могли только юридические лица и ИП. С 29 июня 2023 года граждане могут регистрировать товарные знаки, согласно поправкам в Гражданский кодекс РФ.
Любой гражданин может регистрировать товарный знак, даже без статуса ИП. Но использовать его может только в рамках деятельности, не связанной с предпринимательством и доходами. Для бизнеса уже придётся открывать ИП или юрлицо.
Физическое лицо может зарегистрировать товарный знак для:
- личных некоммерческих услуг (например, просвещение и мотивация к здоровому образу жизни),
- творческой деятельности,
- видов деятельности для самозанятых,
- защиты своего имени или псевдонима.
Какие преимущества имеет товарный знак перед незарегистрированным логотипом?
Вот несколько весомых аргументов, почему нужно регистрировать товарный знак, особенно если торгуете на маркетплейсах.
Защитить продукцию от подделок. Если у вас зарегистрирован товарный знак, он прекращает продажу подделок. На площадках вы имеете полное право блокировать с помощью техподдержки карточки конкурента, который недобросовестно использует бренд. А ещё по закону можно требовать компенсацию до 5 миллионов ₽.
Защитить бизнес от штрафов и разбирательств. Если вы используете случайное наименование — можно стать нарушителем, поскольку такой знак уже кем-то зарегистрирован. Незаконное использование приведёт к санкциям от маркетплейса, блокировке карточек, разрыву договора. Кроме того, компенсацию до 5 миллионов ₽ потребуют уже с вас.
Повысить узнаваемость. Если вам есть что предложить людям на маркетплейсе (и не только там) — товарный знак жизненно необходим. По нему покупатели будут приходить именно к вам, а не к конкурентам.
Развивать бренд. Товарный знак позволяет развивать бренд в перспективе. Это получается выгоднее, чем заниматься перепродажей чужих товаров. Регистрация своего знака повысит конкурентоспособность на рынке.
Открыть дополнительное направление. Товарный знак можно в дальнейшем сдавать в аренду. Ещё один вид дохода — заключить договор франшизы с другим продавцом.
Сохранить деньги. Бренд — инструмент маркетинга, в который вкладывают деньги на продвижение. Без регистрации товарного знака, вы можете “подарить” отличный ресурс недобросовестным конкурентам, а заодно забыть обо всех вложенных усилиях и средствах.
Обезопасить себя от лишних трат. Начать бизнес стоит именно с регистрации товарного знака. Иначе расходов на переделку документов не избежать. Представьте, что будет, если после получения сертификатов выяснится, что у вашего торгового знака есть другой владелец. И про компенсацию до 5 миллионов ₽ помним.
Как зарегистрировать товарный знак и какова цена вопроса?
Начнём с того, что Роспатент предъявляет обязательные требования для товарных знаков:
- Должен отличать товар от аналогов.
- Не вводит в заблуждение относительно места производства.
- Не противоречит морали и общественным интересам (запрещены нецензурные слова, оскорбления, призывы к насилию и прочее).
- Не походит по смыслу, звучанию и написанию на уже зарегистрированные товарные знаки.
- Не содержит государственную символику, знаки контролирующих органов, гербы, флаги, аббревиатуры или пробы.
Регистрацией товарного знака в 2025 году занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Шаг 1. Подготовьте товарный знак к регистрации
Для регистрации товарного знака он должен быть уникальным. Для того чтобы убедиться, проведите предварительный поиск в базе данных Роспатента и международных базах. Это можно сделать онлайн. Для более тщательной проверки обратитесь к патентным специалистам.
Шаг 2. Подайте заявку
Заявку на регистрацию можно подать через онлайн-сервис или в бумажном виде. Есть три способа:
Самостоятельно. Через портал Госуслуги или АРМ Регистратор, если у вас есть электронная подпись. Также можно подать заявку в ФИПС напрямую или через Почту России.
Через представителя. Но понадобится нотариальная доверенность с расходами и увеличением времени на процесс регистрации.
Через патентного специалиста. Профессионал поможет подготовить документы, правильно подобрать классы МКТУ, оптимизировать все шаги.
Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) — это учреждение, занимающееся проведением экспертизы в Роспатенте.
Шаг 3. Ответьте на запросы Роспатента
Роспатент может запросить дополнительную информацию или документы на этапе формальной экспертизы. Если не ответить на запрос в течение 3-х месяцев, заявку отклонят. Могут отказать на этапе экспертизы, но здесь можно оспаривать с аргументами. Рекомендуется делать это с юристом, имеющим опыт работы с отказами.
Шаг 4. Оплатите пошлины
Каждый этап регистрации сопровождается определёнными расходами. Точная стоимость зависит от количества классов МКТУ и дополнительных услуг. В основные платежи могут войти:
- первоначальная экспертиза заявки,
- экспертиза обозначения,
- регистрация знака,
- выдача свидетельства.
За каждый дополнительный класс МКТУ — отдельная пошлина. Ещё могут быть расходы при выборе бумажной формы свидетельства вместо электронного варианта.
Для получения актуальной информации о размерах пошлин, рекомендуется обратиться на официальный сайт Роспатента или проконсультироваться со специалистами — суммы могут меняться в соответствии с действующими законами.
Важные аспекты регистрации и защиты товарного знака в 2025 году
Срок действия прав на товарный знак составляет 10 лет с момента официальной регистрации. После этого владелец может подать заявление на продление, и это можно сделать неограниченное количество раз (каждый раз на период в 10 лет).
Территория защиты товарного знака ограничена территорией Российской Федерации. Но по закону предусмотрена возможность расширить защиту через систему международной регистрации. Для правовой охраны можно воспользоваться механизмами. Например, Мадридским соглашением о международной регистрации знаков. Также можно подать заявку в иностранное ведомство страны, где нужна правовая охрана.
Защита исключительного права на товарный знак гарантирована ст. 1250 ГК РФ. Если кто-то решит распространять товары с вашей маркировкой, их можно привлекать к ответу, поскольку использование чужой символики — нарушение согласно ст. 1448 ГК РФ.
Следить за тем, чтобы ваш товарный знак не использовали злоумышленники придётся самостоятельно. Для эффективной защиты потребуется сбор доказательств и юридическая поддержка.
Регистрация товарного знака — не просто формальность, а важный инструмент защиты бизнеса, который даёт действенный инструменты борьбы с нарушениями и защиты своих интересов на рынке.
И все-таки, нужно ли регистрировать?
Регистрация товарного знака — стратегический шаг по защите бизнеса. Свидетельство становится страховкой вложенных в бренд денег и гарантией того, что вы можете легально продавать и не попадёте в серьёзные неприятности, нарушив права других лиц.
В условиях современной экономики, когда конкуренция растёт, защита интеллектуальной собственности становиться всё более актуальной. Регистрация товарного знака — разумная инвестиция в будущее вашей компании.