Договоры окружены стереотипами. Предприниматели считают, что они бесполезны или думают, что единственный способ получить шаблоны договоров — найти в интернете. В статье разбираем предубеждения, которые мешают приручить эти документы.

1. Без договора работать запрещено

Письменный договор — добровольное дело. Он необязателен даже для организаций, которые ведут бухучёт по всем правилам: с проводками, карточками счетов и оборотно-сальдовыми ведомостями. Для бухучёта подойдут накладные и акты.

Важно только понимать, что без договора предприниматель  берёт на себя все риски. Суд не защитит в случае проблем. Неформально договориться с партнёром тоже будет сложно: правила работы нигде не записаны. Нарисовать логотип для компании друга, написать посты в соцсети родственника, сфотографировать свадьбу одногруппника — можно без договора. За это не оштрафуют. В остальных случаях предприниматели обычно подстраховываются.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН, ЕНВД и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

Попробуйте 30 дней бесплатно Подарок новым ИП Год на «Премиуме» для ИП младше 3 месяцев

2. Договор нужен только для бухгалтерии

Как раз для бухгалтерии договор необязателен. Актов или накладных достаточно, чтобы подтвердить сделку.

Договор нужен для двух целей:

  1. Зафиксировать договорённости. Если предприниматель и контрагент запутаются в споре, то сверятся с документом. Это лучше, чем повторять: «Мы договаривались не об этом!» — «Нет, об этом!».
  2. Подстраховаться на случай судебного спора. Суд — не самый удобный способ решать проблемы, но при больших суммах он полезен. Суд обязывает выполнить условия договора: заплатить деньги или «исполнить обязательство в натуре», например, передать оплаченный товар или открыть доступ в арендованное помещение.

Для каждого договора в законе написаны последствия неисполнения. Например, если поставщик привёз не весь товар, он платит неустойку вплоть до момента полной поставки. Суд обяжет заплатить её по иску покупателя. Без договора поставщика не накажут, потому что неясно, сколько товара он обязался поставить.  

3. В договоре можно прописать любые условия

«Сделка — дело только тех, кто её заключает, — порой считают предприниматели, — если стороны согласны выполнять условия, этого достаточно».

Это ошибка. Любая сделка связана с определёнными правилами, которые прописаны в законах. Правила бывают двух видов:

  1. Императивные правила нельзя менять в договоре. Если прописать условие, которое противоречит им — оно недействительно. Исполнять его необязательно.
  2. Диспозитивные правила можно менять в договоре. По умолчанию действуют условия из закона. Если в договоре прописали другие условия, действуют они. В тексте закона диспозитивную норму легко узнать: она идёт рядом с фразой «если иное не предусмотрено договором».

Например, разработчик пишет код по договору авторского заказа. Он не успел до дедлайна. Закон защищает разработчика: он занимается творческим трудом и не всегда точно оценивает сроки. Поэтому срок по договору увеличивается на четверть. Только после этого заказчик может отказаться от договора в одностороннем порядке или потребовать пени. «Льготный срок» нельзя уменьшить по договору — это императивное правило. По желанию его можно увеличить — это диспозитивное правило.

Популярная ошибка: «Товары по акции возврату и обмену не подлежат». В Законе о правах потребителей нет исключений для акций. Право вернуть определённые качественные товары в течение 14 дней и некачественные товары в течение гарантии или двух лет — императивное.

В шаблонах договоров важно учитывать диспозитивные правила. Невыгодные — исправлять, выгодные — ещё улучшать. Плохо, если неудобное требование закона можно отменить в договоре, но оно действует из-за неправильного шаблона.

4. Шаблоны договоров универсальны и подходят всем

Шаблон составляют под стандартные ситуации. Невозможно учесть все особенности работы предпринимателей в одном тексте. Поэтому порой предприниматель пользуется одним шаблоном, а сам работает по-другому. Возникает спор, контрагент ссылается на договор — и формально поспорить не с чем.

Например, в стандартном договоре строительного подряда пишут, что материалы предоставляет подрядчик. Предприниматель договорился о другом: клиент покупает обои и штукатурку за свой счёт. Плохо, если шаблон останется прежним. Клиент изобразит невинные глаза, сошлётся на договор и попросит компенсацию расходов. В случае спора он победит в суде. Всё из-за неподходящего шаблона.

Статья: как изменить шаблонный договор подряда

5. Условия пишут запутанным юридическим языком и никак иначе

Договоры часто пишут на языке закона. Некоторые условия целиком копируют из Гражданского кодекса. Сложные обороты возникают не из-за желания запутать читателя, а чтобы избежать двусмысленности. Юристы привыкли: они работают с подобными текстами много лет. Но нет закона, который требует: «Пишите только в канцелярском стиле».

Условия договора можно записать простыми словами. Главное — чтобы они точно отражали суть и не противоречили закону.

Помните, кто будет читать договор. Если обычные люди, возможно, понятный договор — неплохой способ показать свою открытость. Если юридическая служба контрагента — её насторожит слишком разговорный стиль.

6. Обсуждать договор с юристом — слишком дорого, это только для крупных компаний

Юрист в штате — конечно, роскошь для небольшого бизнеса. Разовые консультации — обычно предпринимателям по карману. Главное, оценить, стоит ли к ним прибегать. Подумайте, какими суммами рискуете по работе, как часто сталкиваетесь с проблемами — и сравните с ценами на консультацию.

Предприниматели обращаются по двум поводам:

  1. Составить шаблоны договоров. Шаблоны составляют один раз, часто на старте бизнеса, а пользуются ими регулярно.
  2. Предложить исправления к проекту договора от контрагента. Если контрагент предлагает свой договор, и он подозрительный, порой дешевле проконсультироваться с юристом. Это поможет избежать лишних расходов в будущем.
Статья актуальна на 30.04.2019

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНАЯ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Нажимая кнопку Подписаться, я даю согласие
на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
3 МЕСЯЦА
ЭЛЬБЫ
В ПОДАРОК

Справочная / Договоры с контрагентами

6 мифов о договорах

Договоры окружены стереотипами. Предприниматели считают, что они бесполезны или думают, что единственный способ получить шаблоны договоров — найти в интернете. В статье разбираем предубеждения, которые мешают приручить эти документы.

1. Без договора работать запрещено

Письменный договор — добровольное дело. Он необязателен даже для организаций, которые ведут бухучёт по всем правилам: с проводками, карточками счетов и оборотно-сальдовыми ведомостями. Для бухучёта подойдут накладные и акты.

Важно только понимать, что без договора предприниматель  берёт на себя все риски. Суд не защитит в случае проблем. Неформально договориться с партнёром тоже будет сложно: правила работы нигде не записаны. Нарисовать логотип для компании друга, написать посты в соцсети родственника, сфотографировать свадьбу одногруппника — можно без договора. За это не оштрафуют. В остальных случаях предприниматели обычно подстраховываются.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН, ЕНВД и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

Попробуйте 30 дней бесплатно Подарок новым ИП Год на «Премиуме» для ИП младше 3 месяцев

2. Договор нужен только для бухгалтерии

Как раз для бухгалтерии договор необязателен. Актов или накладных достаточно, чтобы подтвердить сделку.

Договор нужен для двух целей:

  1. Зафиксировать договорённости. Если предприниматель и контрагент запутаются в споре, то сверятся с документом. Это лучше, чем повторять: «Мы договаривались не об этом!» — «Нет, об этом!».
  2. Подстраховаться на случай судебного спора. Суд — не самый удобный способ решать проблемы, но при больших суммах он полезен. Суд обязывает выполнить условия договора: заплатить деньги или «исполнить обязательство в натуре», например, передать оплаченный товар или открыть доступ в арендованное помещение.

Для каждого договора в законе написаны последствия неисполнения. Например, если поставщик привёз не весь товар, он платит неустойку вплоть до момента полной поставки. Суд обяжет заплатить её по иску покупателя. Без договора поставщика не накажут, потому что неясно, сколько товара он обязался поставить.  

3. В договоре можно прописать любые условия

«Сделка — дело только тех, кто её заключает, — порой считают предприниматели, — если стороны согласны выполнять условия, этого достаточно».

Это ошибка. Любая сделка связана с определёнными правилами, которые прописаны в законах. Правила бывают двух видов:

  1. Императивные правила нельзя менять в договоре. Если прописать условие, которое противоречит им — оно недействительно. Исполнять его необязательно.
  2. Диспозитивные правила можно менять в договоре. По умолчанию действуют условия из закона. Если в договоре прописали другие условия, действуют они. В тексте закона диспозитивную норму легко узнать: она идёт рядом с фразой «если иное не предусмотрено договором».

Например, разработчик пишет код по договору авторского заказа. Он не успел до дедлайна. Закон защищает разработчика: он занимается творческим трудом и не всегда точно оценивает сроки. Поэтому срок по договору увеличивается на четверть. Только после этого заказчик может отказаться от договора в одностороннем порядке или потребовать пени. «Льготный срок» нельзя уменьшить по договору — это императивное правило. По желанию его можно увеличить — это диспозитивное правило.

Популярная ошибка: «Товары по акции возврату и обмену не подлежат». В Законе о правах потребителей нет исключений для акций. Право вернуть определённые качественные товары в течение 14 дней и некачественные товары в течение гарантии или двух лет — императивное.

В шаблонах договоров важно учитывать диспозитивные правила. Невыгодные — исправлять, выгодные — ещё улучшать. Плохо, если неудобное требование закона можно отменить в договоре, но оно действует из-за неправильного шаблона.

4. Шаблоны договоров универсальны и подходят всем

Шаблон составляют под стандартные ситуации. Невозможно учесть все особенности работы предпринимателей в одном тексте. Поэтому порой предприниматель пользуется одним шаблоном, а сам работает по-другому. Возникает спор, контрагент ссылается на договор — и формально поспорить не с чем.

Например, в стандартном договоре строительного подряда пишут, что материалы предоставляет подрядчик. Предприниматель договорился о другом: клиент покупает обои и штукатурку за свой счёт. Плохо, если шаблон останется прежним. Клиент изобразит невинные глаза, сошлётся на договор и попросит компенсацию расходов. В случае спора он победит в суде. Всё из-за неподходящего шаблона.

Статья: как изменить шаблонный договор подряда

5. Условия пишут запутанным юридическим языком и никак иначе

Договоры часто пишут на языке закона. Некоторые условия целиком копируют из Гражданского кодекса. Сложные обороты возникают не из-за желания запутать читателя, а чтобы избежать двусмысленности. Юристы привыкли: они работают с подобными текстами много лет. Но нет закона, который требует: «Пишите только в канцелярском стиле».

Условия договора можно записать простыми словами. Главное — чтобы они точно отражали суть и не противоречили закону.

Помните, кто будет читать договор. Если обычные люди, возможно, понятный договор — неплохой способ показать свою открытость. Если юридическая служба контрагента — её насторожит слишком разговорный стиль.

6. Обсуждать договор с юристом — слишком дорого, это только для крупных компаний

Юрист в штате — конечно, роскошь для небольшого бизнеса. Разовые консультации — обычно предпринимателям по карману. Главное, оценить, стоит ли к ним прибегать. Подумайте, какими суммами рискуете по работе, как часто сталкиваетесь с проблемами — и сравните с ценами на консультацию.

Предприниматели обращаются по двум поводам:

  1. Составить шаблоны договоров. Шаблоны составляют один раз, часто на старте бизнеса, а пользуются ими регулярно.
  2. Предложить исправления к проекту договора от контрагента. Если контрагент предлагает свой договор, и он подозрительный, порой дешевле проконсультироваться с юристом. Это поможет избежать лишних расходов в будущем.
Статья актуальна на 30.04.2019

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНАЯ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

3 МЕСЯЦА ЭЛЬБЫ В ПОДАРОК
Нажимая кнопку Подписаться, я даю согласие
на обработку персональных данных.
Оставить комментарий
Комментарии (0)
Представьтесь через
Войдите через соцсети
фейсбук контакте
Написать комментарий
Написать

Устали от предпринимательской рутины?

Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно