Предприниматели ведут не только бизнес, но ещё и учёт. Раньше для этого нанимали бухгалтера, но теперь вариантов больше — расскажем о каждом.
Зачем нужна интернет-бухгалтерия?
Для автоматизации рабочих процессов. Предпринимателю не приходится разрываться между разными программи, всё происходит в одной: отражение доходов и расходов, создание документов, а ещё формирование и отправка отчётов с помощью электронной подписи.
Какие преимущества у интернет-бухгалтерии?
Они не привязаны к конкретному компьютеру — подойдет любой с доступом в интернет. Сервисы сами следят за изменениями в законе, поэтому заявления или отчёты не придётся проверять на актуальность.
Интернет-бухгалтерии имеют простой интерфейс, с которым легко вести учёт без помощи бухгалтеров. У многих сервисов есть мобильная версия, что удобно, когда нужно срочно посмотреть данные.
Если возникнут трудности, можно обратиться в техническую поддержку, а в некоторых сервисах есть помощь экспертов по сложным вопросам.
Предприниматель точно справится сам?
Конечно. Такие сервисы в основном ориентируются на ИП с УСН или патентом, с небольшим оборотом и типовыми операциями. Поэтому онлайн-бухгалтерия поможет самим справиться с учётом. А в эпоху ЕНС это просто жизненно необходимо — самому разобраться в личном кабинете сложно даже с бухгалтером, лучше довериться автоматизации.
Например, предприниматель заплатил страховые взносы в конце года. После наступило время уплаты налога за год. До 2023 года было достаточно факта оплаты взносов и налог можно было смело уменьшать на его сумму.
Но с 2023 налоговая может учесть вашу оплату взносов в каком-то другом налоге — как посчитает нужным. А значит нужно проверять в личном кабинете, зачла ли ФНС уплату страховых взносов и какую сумму. В интернет-бухгалтерии такие задачи решаются проще: сервис с интеграция ФНС найдёт уплаченные взносы, учтёт при расчёте налога и правильно сформирует платёжку с налогом.
Работать с контрагентами также проще. Сейчас многие предприниматели пользуются электронным документооборотом, чтобы быстрее обмениваться счетами и не тратиться на бумагу. Да и с ручной подписью возиться не приходится — после отправки документы имеют юридическую силу.
В каких случаях лучше всё-таки к бухгалтеру?
Когда работаете на ОСНО или просто не справляетесь со сложным учётом в одиночку. Онлайн-бухгалтерии хоть и автоматизированы, но заботиться об отражении данных, платежах и сотрудниках нужно самостоятельно.
Если взять бухгалтера в штат не получается — воспользуйтесь услугами аутсорсинга. Передайте учёт полностью или частично, например, чтобы бухкомпания занималась только документами. Но есть и минусы: быстро и с глазу на глаз не обсудить дела, нужно ставить задачи специалистам, высылать документы и контролировать работу, что отвлекает от дел.
Может, оплатить сервис прямо перед годовой отчётностью?
Не стоит. Чаще всего интернет-бухгалтерия оплачивается сразу на квартал или год. Получится, что вы оплатите полный период, а воспользуетесь только частью. Также придётся добавить большой объём данных за короткое время. Выгоднее взять сервис сразу и регулярно добавлять документы.
Будет ли достаточно интернет-бухгалтерии банка?
Банковские сервисы и правда далеко продвинулись и покрывают многие задачи начинающих предпринимателей, но они:
- Подходят только ИП на УСН «Доходы».
- Учитывают в налоге поступления только со счёта, открытого в банке.
- Ведут бухгалтерию, пока открыт счёт. При закрытии придётся искать новую.
Бывает, что налоговики заблокировали счёт предпринимателя, тогда банк может ограничить доступ к бухгалтерии. Зачастую это происходит внезапно и рушит планы.
Что выбрать?
Отталкивайтесь от налогового режима и вида деятельности. Если выбрать спецрежим и вести общепит, сдавать объекты в аренду, перевозить грузы или заниматься любой другой деятельностью — Эльба поможет с учётом без бухгалтера и боли. Сервис подходит ИП на УСН и патенте, с сотрудниками и без.

Какие возможности есть в Эльбе, кроме отчётности?
Да много всего. Отчёты — это только верхушка бухгалтерии, предпринимателю ещё пригодится:
- Подготовка документов. Создавайте договоры, счета, акты, накладные, УПД и счета-фактуры. Заодно Эльба проследит за оплатой счетов и напомнит вашим должникам об оплате.
- Консультация с бухгалтером. Задавайте сложные вопросы, и наши эксперты ответят в течение суток.
- Интеграция с ФНС. С 2023 года только налоговая знает, сколько и в каком налоге или взносе учтены ваши уплаты. Чтобы не разбираться в этом, мы подтянем данные от самой налоговой и всё посчитаем — вам останется только оплатить.
- Расчёт налогов и взносов. Эльба учтёт операции по счетам любых банков, правильно уменьшит налоги и поможет избежать переплат.
- Работа с сотрудниками. Посчитаем зарплату и заполним платёжки. Отчитывайтесь за работников в налоговую и Социальный фонд.
- Интеграция с банком. Настройте интеграцию и все операции подтянутся в сервис автоматически.
- Валютные счета. Учтём курсовую разницу и правильно посчитаем налог по валютным операциям.
- Учёт товаров. Следите за историей движения товара на складе и формируйте складские документы: акт приёмки, акт списания, отчёт о рознице, авансовый отчёт.
- Проверка контрагента. Убедитесь в их надёжности — узнайте о финансовой ситуации, судах и признаках банкротства.
- Интеграция с Диадоком. Создайте документы в Эльбе, а после мгновенно отправьте контрагенту.
- Многопользовательский режим. Работайте с несколькими сотрудникам в рамках одной учётной записи.
- Мобильное приложение. Пользуйтесь сервисом на iOS и андроид, и работайте с платежами и документами в любом месте.
Можно ли как-то пользоваться сервисом бесплатно?
Ага. Предпринимателям младше трёх месяцев дарим тариф «Премиум» на целый год, а ИП старше — 30 дней.