Клиенту кафе часто удобно заказать что-то из меню и съесть блюдо вместе со своей едой. Например, сесть за столик, заказать суп, а потом достать из рюкзака бургер и сытно пообедать. У клиента даже есть объяснение: бургер в вашем кафе нет, но он хочет к супу именно его, а занимать столик он может, ведь сделал заказ. 

Запрет приносить свою еду клиент обычно считает ущемлением прав потребителей — но на самом деле это не так.

Общепит имеет право запретить посетителям доставать и есть свою еду, пить свои напитки. Это право есть у заведения любого типа и масштаба — от огромного мясного ресторана до маленькой кофейни без еды в меню с одним столиком. 

Приготовление блюд и напитков — это основная услуга общепита. Именно на еде кафе зарабатывает и в то же время отвечает за её качество и безопасность. Повара и официанты обязаны соблюдать санпин 2.3/2.4.3590-20. Например, не допускать попадание пыли в еду и проходить гнойничковый осмотр перед сменой. За отсутствие в чужом бургере микробов кафе в принципе отвечать не может.

Общепит обслуживает клиентов по Правилам оказания услуг общественного питания № 1515. В пункте 4 сказано, что заведение само устанавливает правила поведения для клиентов. Именно в правилах поведения кафе может прописать такой запрет — в следующем разделе расскажем, как составить такой документ. 

Клиенту со своей едой можно отказать в обслуживании и даже попросить уйти. Это не будет ущемлением прав потребителей или дискриминацией. Иметь нужную клиенту еду, например, безглютеновый бургер, кафе не обязано. Запрет своей еды не нарушает никакие законы, суды это неоднократно подтверждали, например, в деле № А72-7648/2018.

А вот развлекательные заведения, наподобие, батутных центров и игровых комнат, не могут запрещать своим клиентам приносить свои бутерброды, а есть только еду, купленную в кафе на их территории. Что бы ни было прописано в их внутренних правилах. По этому поводу есть Определение Верховного Суда № 306-КГ17-12283.

🎁
30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно.

Хочу попробовать

Чтобы запрет еды был законным, он должен быть прописан во внутренних правилах поведения посетителей. Плюс посетитель должен эти правила легко увидеть, уже входя в кафе. Клиент заходит в кафе, видит правила и садясь за столик с ними соглашается — теперь можно смело требовать не доставать свою еду. 

Сделать надо так:

  1. Сформулировать запрет. Например: В Кафе «Удача» запрещается употребление принесенных с собой еды и напитков.  
    По идее запрет касается посетителей любого возраста и состояния здоровья. Если хотите, запрет можно смягчить, добавив: В Кафе «Удача» могут употреблять принесенные с собой еду и напитки дети до 12 лет и люди, которым по состоянию здоровья необходимо спецпитание при условии заказа блюда из меню. 
    Вот ещё вариант: В Кафе «Удача» запрещается употребление принесенных с собой еды и напитков, кроме питьевой воды.
  2. Принять правила поведения посетителей. Обычно это документ на одном листе подписанный владельцем кафе — ИП или директором ООО.
  3. Повесить правила на видном месте, например, в уголке потребителя. Строчку про запрет своей еды хорошо повторить в меню — ненавязчиво, но заметно. 

Статья: требования закона к меню общепита

А вот прописывать штраф за то, что посетитель достал свой сок, нельзя. Также нельзя включать в счёт плату за свои напитки и продукты, как будто клиент купил их у вас. Это ущемляет права потребителей —так указал суд в деле № А60-16106/2008

Ещё правила поведения в целом не должны противоречить Закону О защите прав потребителей. Например, нельзя устанавливать минимальную сумму заказа или не пускать посетителей определенной национальности.

Пока в кафе нет внутренних правил с запретом, любой клиент имеет право есть за столиком свою еду. Если такому клиенту отказать в обслуживании, он может пожаловаться в Роспотребнадзор и будет прав. Роспотребнадзор штрафует по чт. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за ущемление прав потребителя ИП на сумму от 1000 до 2000 ₽, компании на сумму от от 10 000 до 20 000 ₽.

Статья актуальна на