На франшизу заключают договор коммерческой концессии. Франчайзер в нём — правообладатель, а франчайзи — пользователь. Франшиза бывает на конкретный срок, например, на пять лет, или бессрочная — пока одна из сторон не предложит расстаться.

Если не хотите работать по франшизе дальше, действовать надо так.

Договориться

Первое, что стоит сделать — предложить франчайзеру разорвать договор по соглашению. Тогда не придётся платить за франшизу лишние месяцы. 

Нередко франчайзеры идут навстречу и иногда даже возвращают паушальный взнос. Условия надо записать в соглашение о расторжении: с какой даты франшиза больше не работает, как рассчитываетесь при расставании.

Расторгнуть по уведомлению

Если договориться не получилось, договор расторгают по правилам из ст. 1037 ГК РФ и условиям из договора.

По умолчанию договор расторгают так:

— От бессрочной франшизы можно отказаться в любое время, уведомив франчайзера за шесть месяцев, если по договору  срок не больше. 

— От бессрочной или срочной франшизы тоже можно отказаться в любое время, уведомив франчайзера за 30 дней взамен отступного. Сумма отступного должна быть в договоре. 

В договоре могут быть свои условия расторжения, даже более мягкие. Например, что франчайзи может уйти, уведомив за месяц даже без отступного. Тогда надо пользоваться этим пунктом. 

Уведомление надо направить на юрадрес франчайзера, если в договоре не прописан другой способ.

Если уведомление не направить, роялти продолжают начисляться, и франчайзер получит их через суд. Например, в одном деле покупатель франшизы на фитнес-клуб отправил уведомление не туда, но считал договор оконченным. В итоге накопились роялти на полмиллиона и франчайзер отсудил их с пенями  — дело № А56-23625/2016.

Если франчайзер грубо нарушил договор 

Ещё договор можно расторгнуть через суд, если франчайзер существенно нарушил свои обязанности.

Существенно — значит, что потери франчайзи вышли за рамки обычного предпринимательского риска. Например, когда франчайзер не одобрил ни одно помещение по своему же чек-листу или не обучил сотрудников. Но тут придётся судиться. Если франчайзи выиграет, не будет платить отступное или работать ещё полгода с роялти. Это правила — из ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Когда нарушения франчайзера грубые, мы расскажем ниже.

Когда договор может расторгнуть сам франчайзер

Франчайзер может отказаться от договора, если франчайзи продаёт некачественные товары, грубо нарушает стандарты, открывает не одобренную точку или задерживает роялти. Но до этого франчайзер должен отправить претензию и дать время на устранение. Если же нарушения остаются или в течение года опять происходит то же самое, франчайзер расторгает договор.

Если товарный знак истёк

Договор прекращается сам, если у франчайзера истёк срок действия товарного знака, и он не переоформил его или не заменил на новый бренд.

🎁
30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно.

Хочу попробовать

С какой даты договор — всё

До даты расторжения договора начисляются роялти, поэтому она важна.

Дата расторжения договора это: 

— дата из соглашения, которое заключили полюбовно; 

— дата истечения срока после уведомления;

— дата вступления решения суда в силу — если франчайзи судился.

Досрочное расторжение договора регистрируют в Роспатенте, но оно не отодвигает дату расторжения. 

С даты расторжения договора больше нельзя работать под уже ставшим чужим брендом и использовать чужие технологии. Оборудование, которое франчайзер давал в пользование, надо вернуть. И больше не начисляются роялти.

Если франчайзер передал все инструкции и бизнес под брендом запустили, то нет.

Франшиза — это товарный знак, ноу-хау, деловая репутация и коммерческий опыт франчайзера. В договоре их называют «комплекс исключительных прав», сокращённо «КИП».

Передачу комплекса регистрируют в Роспатенте. Но если договор в Роспатент не носили, но бизнес под брендом запустили, считается, что франчайзер исполнил свои обязанности. А франчайзи должен платить паушальный взнос и роялти. 

Регистрация перехода важна для других предпринимателей и клиентов. Мол, смотрите, этот предприниматель работает под этим брендом законно, по франшизе. Но регистрация не важна для отношений франчайзера и франчайзи — ч. 2 ст. 1028 ГК РФ и п. 37 Постановления Пленума ВС РФ № 10.

Ещё нельзя ссылаться на отсутствие регистрации, если оба должны были скинуться на госпошлину, но франчайзи не скинулся.

Если во франшизном пакете нет товарного знака, а есть только коммерческое обозначение, переход вообще не регистрируют. Это будет считаться не коммерческой концессией, а лицензионным договором на передачу коммерческого обозначения с ноу-хау.

Если франчайзер нарушает свои обязанности и из-за этого бизнес под франшизой невозможно начать или он застопорился, это существенное нарушение договора. Тут его можно расторгнуть, но через суд.

Посмотрим, что должен франчайзер.

Помощь с запуском

Общие обязанности франчайзера прописаны в ст. 1031 ГК РФ. Вот они:

— Передать все инструкции для работы под брендом;

— Обучить работников франчайзи;

— Зарегистрировать переход прав по франшизе в Роспатенте. Но эта обязанность по договору может быть совместной или вообще переложена на франчайзи.

Конкретные обязанности франчайзера надо смотреть в договоре. Чаще всего это передача брендбука и инструкций по запуску, совместный поиск помещения и его оценка по стандартам франшизы, обучение персонала, рекламная кампания. 

Если франчайзер выполнил все обязанности из договора, франчайзи подписал акт приемки, считается, что франчайзер сделал свою работу. Даже если в его обязанности входило только передать инструкции и он кинул ссылку на гуглдок, пример — дело № А56-36727/2018.

В подборе помещения обязательно участвует франчайзи. Он одобряет варианты или мотивированно отказывается от каждого. В одном споре франчайзи не смог открыть детский сад и попросил вернуть паушальный взнос. Менеджеры запуска предлагали варианты, но франчайзи ни один не согласовал. При этом ни по одному не направил мотивированный отказ, как этого требовал договор. В итоге франчайзи проиграл — дело № А40-169536/2018.

В другом споре франчайзер помог купить мебель в салон красоты, передал оборудование, брендбук и инструкции. Суд посчитал, что свои обязанности франчайзер выполнил, и не должен возвращать паушальный взнос. Тем более в той же точке франчайзи открыл свою парикмахерскую — дело № А72-17845/2019.

А вот если франчайзер не обучил сотрудников или не нашёл помещение по своему же чек-листу, это существенно. Подобный спор выиграл покупатель франшизы и вернул паушальный взнос в 750 000 ₽ — дело № А65-13181/2020.

Поддержка после запуска

Общие обязанности франчайзера по поддержке уже запущенного бизнеса такие:

— консультировать и обучать персонал франчайзи новому;

— контролировать качество товаров и услуг.

Часто франчайзи и франчайзер понимают под поддержкой разное. Франчайзи ждёт конкретных действий, а получает методички и макеты рекламных листовок. У франчайзеров своя правда: он и не обещал полный аутсорс чужого бизнеса.

Если у франчайзи есть доступ к специалистам поддержки в чате, зуме или по телефону, считается, что франчайзер свои обязанности выполняет. А плохие продажи франчайзи — это его предпринимательский риск. И отказаться от оплаты такой поддержки нельзя. Там было в деле № А40-139683/20.

Роялти платят за пользование брендом и секретами фирмы, а не только за поддержку от менеджеров франчайзера. Если бизнес работает и франшиза используется, роялти надо платить. Это касается и других платежей по договору, например, маркетингового взноса.

Бывает, что поддержка франчайзера идёт отдельной услугой за плату поверх роялти. Франчайзи принимает услуги по акту. Поэтому, если качество поддержки не устраивает, надо написать на акт мотивированный отказ. К примеру, в договоре сказано, что франчайзер должен предоставлять технологии рекламных акций, а он по запросу франчайзи этого не сделал. С мотивированным отказом за поддержку можно не платить.

Как открыть бизнес по франшизе с нуля: непростой опыт предпринимателя

🎁
Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Попробовать бесплатно

Ноу-хау — это собранный опыт чужого бизнеса, упакованный в чёткие инструкции. Но не волшебная информация, как заработать миллиард. 

Суды считают, что если франчайзи запустил бизнес по инструкциям (неважно, успешно или нет), значит, у ноу-хау была коммерческая ценность и было за что платить. Пример — дело № А51-11422/2016.

Статья: ноу-хау в бизнесе

У франчайзера нет такой обязанности. 

Неудачные вложения во франшизу — это предпринимательский риск. Кроме того, мебель, оборудование и помещение франчайзи может пустить в другое дело. Такой вывод сделал суд в споре по франшизе на парикмахерскую —  дело № А51-11422/2016.

После отказа от бренда можно остаться в арендованном помещении, пользоваться купленными мебелью и оборудованием. Обученный персонал увольнять не надо. Можно распродать фирменный товар, за который расплатились. А главное — никто не отнимет коммерческий опыт.

Сам товарный знак — название и логотип — использовать нельзя. Это будет контрафактом, и бывший франчайзер может взыскать до 5 миллионов за незаконное использование — ст. 1515 ГК РФ.

В оставшемся бизнеса нельзя использовать фирменный стиль франчайзера, вывески, слоганы, коммерческие аккаунты, фирменное оборудование и всё остальное, что было во франшизном пакете.

Часто в договоре у франчайзи есть обязанность в течение нескольких дней изменить интерьер точки, снять вывески и рекламу, которые намекают на былую связь с брендом. А за неисполнение прописан штраф. Такую обязанность не стоит игнорировать. Так бывший франчайзи бренда французской одежды потерял на штрафах 3,5 миллиона рублей — дело № А40-311857/2019.

Статья актуальна на