В 2024 году российский рынок онлайн-образования вырос на 21% и достиг 145 млрд ₽. За последние 5 лет он вырос более чем в 3 раза с 38,5 млрд ₽.

Появление новых онлайн-профессий, дефицит ИТ-специалистов и популяризация концепции life-long learning мотивируют людей регулярно развивать профессиональные навыки. По данным Нетологии, уже в 2021 году число учащихся достигло 18 млн человек, и их число увеличивается вместе с ростом рынка онлайн-образования.

Позитивные прогнозы по развитию отрасли и небольшие вложения делают нишу перспективной для открытия бизнеса. Проект можно запустить даже на базе действующей компании. Например, так появилась Bang Bang Education — школу выделили из иллюстраторского агентства Bang Bang Studio в отдельное направление.

Новым ИП — год Эльбы бесплатно

Всем ИП младше 3 месяцев годовой доступ ко всем возможностям Эльбы

Получить бесплатно

Как оформить онлайн-школу:

Самозанятость. Если планируете проводить короткие курсы без сотрудников. Сертификаты и дипломы выдавать нельзя. Выручка — до 2,4 млн ₽ в год.

Как стать самозанятым

ИП. Продвинутый вариант для более масштабного бизнеса со штатным персоналом. Можно выдавать сертификаты и принимать онлайн-платежи.

Как открыть ИП

ООО. Если открываете школу с партнёрами. ООО позволит распределить доли и будущую прибыль. Можно привлекать инвесторов в обмен на участие в компании.

Как зарегистрировать ООО

Система налогообложения. Подойдёт ОСНО или УСН. Если регистрируете ИП, то рассмотрите патент, если она разрешена для такой деятельности в вашем регионе. Чтобы выбрать систему, рассчитайте налоговую нагрузку по прогнозным доходам и расходам.

ОКВЭД — 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых».

Лицензия. Если работаете как ИП и самостоятельно ведёт уроки, можно выдавать сертификаты без разрешения. Как только в команде появляются преподаватели, нужно лицензироваться.

Что ещё сделать до запуска:

  • Зарегистрируйте товарный знак.
  • Откройте расчётный счёт и подключите эквайринг, чтобы принимать платежи на сайте.
  • Арендуйте облачную кассу, чтобы не нарушать требования о применении контрольно-кассовой техники.
  • Договоритесь с банками о продаже курсов в кредит и рассрочку, чтобы привлечь клиентов, которые не готовы или не могут оплачивать разом.
  • Выберите аутсорсинг бухгалтерии, чтобы не тратить время на налоги и отчёты. Удобнее всего для малого бизнеса работать в онлайн-бухгалтерии — такой. например, как Эльба — сервис сам за вас посчитает налоги, взносы, подготовит необходимые декларации в ФНС и первичные документы.

Чтобы запустить школу, выберите нишу, изучите аудиторию, определитесь с форматом и подготовьте материалы.

Шаг 1. Выбрать нишу

Ниша — то, чему будете обучать. Если выбрать невостребованное направление, то даже крутой материал и мощная рекламная кампания не принесут результат.

Совет: не берите широкое направление, детализируйте курсы. Курсы по дизайну — плохой вариант. Курсы по Figma — приемлемо, но лучше — курсы по Figma для начинающих.

Как выбрать нишу:

По своей специализации. Учите тому, в чём разбираетесь. Придётся планировать программу, уроки и домашние задания. Уйдёт больше времени, но зато сэкономите на преподавателях.

По специализации знакомого эксперта. Выбирая преподавателя, обращайте внимание не только на компетентность. Человек должен уметь презентовать себя перед камерой и живо подавать материал, проверять домашние задания и давать обратную связь.

По востребованности направления. Посмотрите исследования рынка онлайн-образования, выберите нишу с наибольшим спросом и под неё найдите эксперта.

Например, сейчас в лидерах дополнительное профессиональное образование по программированию. Немного уступают детское образование и языковое обучение.

Шаг 2. Проанализировать ЦА

Опишите портрет целевой аудитории, для которой создаёте курсы:

  • Пол, возраст, место жительства, семейное положение.
  • Профессия, уровень дохода.
  • В чём заинтересована ЦА, какие задачи хочет решить.
  • Как клиенты выбирают обучающие курсы, на что обращают внимание.

Проведите глубинные интервью с 20-30 представителя ЦА, чтобы лучше понять клиентов и найти скрытые мотивы — например, какую проблему хочет решить человек и пробовал ли другие варианты в прошлом. Используйте ответы для улучшения школы и рекламных кампаний.

Шаг 3. Выбрать формат обучения

Распространённый формат — видеоуроки + домашние задания. Как это работает:

  • Записываете лекции.
  • Готовите домашние задания.
  • Открываете доступ к лекциям и домашним заданиям. Студенты смотрят лекции, выполняют задания.
  • Преподаватель проверяет задания, отвечает на вопросы и даёт обратную связь.

Для экономии бюджета видеоуроки можно заменить текстовыми материалами или подкастами.

Можно проводить онлайн-лекции по расписанию как в обычном университете. Это более трудоёмкий вариант, потому что эксперту редко удаётся найти время. Но зато повышается качество обучения — студенты сразу задают вопросы и разбирают непонятные моменты.

Не забывайте соотносить выбранный формат с тематикой курса. Если обучаете созданию дизайна в Figma, подкасты не подойдут, потому что нужна демонстрация инструментов на экране.

Шаг 4. Продумать бизнес-модель

Онлайн-школы пользуются тремя схемами монетизации:

  1. Продажа курсов. Студент платит фиксированную сумму за все уроки и сопровождение эксперта. Чтобы повысить конверсию, предлагайте треть курса бесплатно, чтобы можно было ознакомиться с материалом и оценить полезность.
  2. Продажа сертификатов. Курсы бесплатные, а подтверждение повышения квалификации платное. Такую бизнес-модель с 2012 года применяет Coursera.
  3. Подписка. Доступ к программам за фиксированный ежемесячный платёж. Можно предлагать разные тарифы, которые отличаются по стоимости и доступным курсам.

Комбинируйте варианты, чтобы привлечь больше студентов и увеличить прибыльность. Например, часть курсов продавайте за фикс, к другим открывайте доступ по подписке.

Сориентируйтесь на старте

Удобный гайд и подсказки Эльбы помогут с первыми шагами в отчётности, налогах, деньгах и документах

Сделать первый шаг

Шаг 5. Собрать команду и подготовить материалы

Запуститься можно в одиночку, если вы эксперт и сами готовите материалы. Но у вас вряд ли есть все необходимые компетенции, включая навыки продвижения и монтажа. И если распыляться на всё, получится плохой продукт, который никого не заинтересует.

Команда для запуска онлайн-школы:

  • Эксперт. Преподаватель, который ведёт лекции и проверяет задания. Если программа объёмная, на курсе может быть 3-5 и более преподавателей.
  • Продюсер. Отвечает за организацию производства курсов и продвижение.
  • Методист. Отвечает за разработку и корректировку программы курса.
  • Куратор. Отвечает за взаимодействие команды и студентов после запуска, собирает информацию от студентов для улучшения продукта.

Затраты на команду*:

  • Эксперт — 15-30% от выручки, редко работают за фикс.
  • Продюсер — 80-90 тысяч ₽. Может работать в доле с собственником.
  • Методист — 50-60 тысяч ₽.
  • Куратор — 50-60 тысяч ₽.

Мы рассматриваем разработку одного курса, поэтому продюсера и методиста привлекаем разово, стоимость услуг учитываем в капитальных вложениях. Когда ставите производство на поток, это должны быть штатные работники, зарплата которых относится к регулярным затратам.

После сбора команды составляются планы обучения и производства. Последнее включает в себя подготовку материалов — видеоуроков, текстов или подкастов. В среднем, на создание 1-2-месячного курса уходит 200-300 тысяч ₽. В стоимость входят съёмки и монтаж, на которые уходит до 2-4 недель.

Оформите права на учебные материалы. Зарегистрируйте курс в реестре и получите свидетельство, которое подтверждает собственность. Это защитит права и интересы в спорных ситуациях.

Не стремитесь к идеальному результату, иначе потратите много денег и закроетесь, так и не открывшись. Всё равно после каждого потока будете корректировать материалы — со временем программа станет максимально соответствовать требованиям и ожиданиям ЦА.

Шаг 1. Подготовить сайт и платформу

Создайте сайт со списком программ, описанием школы и главными лицами компании. Для каждого курса сделайте отдельную посадочную страницу с описанием ценности, программы и преподавателей.

Так как вы только запускаетесь, можно обойтись посадочной страницей созданного курса. Не выбирайте дорогие решения, на старте достаточно сайта на Тильде стоимостью до 50 000 ₽.

Добавьте на сайт:

Продажа курсов должна быть автоматизированной, чтобы сразу после оплаты открывался доступ к материалам. На обычном сайте такое не реализовать, а создание собственной платформы потребует вложений.

Воспользуйтесь готовыми решениями для онлайн-школ. Сервисы предлагают не только автоматизацию, но и единое пространство для проверки домашних заданий, общения преподавателей и студентов, проведения вебинаров.

Готовые решения:

  • iSpring Market или iSpring Learn — от 2500 ₽.
  • GetCourse — от 4400 ₽.
  • Learme — от 2500 ₽.
  • Gurucan — от 4490 ₽.
  • Zenclass — от 2160 ₽.

Шаг 2. Запустить продвижение

Для продвижения онлайн-школы используйте стандартные инструменты:

  • Контекстная реклама.
  • Таргетированная реклама.
  • Продвижение в Телеграм.

Реклама приводит тёплую аудиторию, заинтересованную в обучении. Но даже такие лиды не всегда покупают курсы. Поэтому для онлайн-школ важно прогревание аудитории.

Для этого:

  • Ведите группы в соцсетях. Рассказывайте о школе и успехах учеников, делитесь полезными материалами и лид-магнитами.
  • Настройте email-рассылки для тех, кто подписался на новости.
  • Предлагайте бесплатные мини-курсы и проводите вебинары с экспертами.

Затраты на маркетинг прогнозировать сложно, потому что они зависят от ниши и используемых инструментов. Чтобы составить финмодель, оценить прибыльность и окупаемость, ориентируемся на 25-30% от выручки школы.

Для расчёта прибыльности представим, что создали месячную программу обучения, за год проведём 6 потоков по 40 студентов. Стоимость курса — 15 000 ₽. Затраты на маркетинг — 30% от выручки, доля эксперта — 25%.

Капитальные вложения*:

  • Регистрация ИП или ООО — 10 000 ₽.
  • Создание сайта — 50 000 ₽.
  • Создание курса — 300 000 ₽.
  • Продюсер — 90 000 ₽.
  • Методист — 60 000 ₽.
  • Итого — 510 000 ₽.

На старте можно обойтись без офиса, чтобы сократить расходы. Достаточно арендовать помещение для съёмок на 3-5 дней.

  • Выручка: 6 х 40 х 15 000 = 3 600 000 ₽.
  • Доля эксперта, оформленного как ИП: 3 600 000 х 25% = 900 000 ₽.
  • Операционная прибыль: 2 700 000 ₽ ~ 225 000 ₽ в месяц.

Так как средняя выручка до вычета доли эксперта ~ 300 000 ₽, на маркетинг закладываем 90 000 ₽.

Регулярные расходы*:

  • Маркетинг — 90 000 ₽.
  • Куратор — 72 000 ₽ с учётом страховых взносов.
  • Аутсорс бухгалтерии — 15 000 ₽
  • Хостинг сайта — 1000 ₽.
  • Платформа для продажи курсов — 4000 ₽.
  • Итого — 182 000 ₽.

До уплаты налогов у компании остаётся ~ 43 000 ₽. Чистая прибыль за месяц с одного курса ~ 38 000 ₽.

Окупаемость:
510 000 / 38 000 ~ 13,5 месяца.

* — в статье представлены примерные расчёты. Фактические данные могут отличаться в зависимости от ниши, найденных сотрудников и привлечённого эксперта.