Если вы хорошо разбираетесь в какой-то сфере, начните обучать других людей, чтобы получить дополнительный доход. Рассказываем, как запустить онлайн-школу и сколько это может принести.
Стоит ли открывать онлайн-школу в 2025 году?
В 2024 году российский рынок онлайн-образования вырос на 21% и достиг 145 млрд ₽. За последние 5 лет он вырос более чем в 3 раза с 38,5 млрд ₽.
Появление новых онлайн-профессий, дефицит ИТ-специалистов и популяризация концепции life-long learning мотивируют людей регулярно развивать профессиональные навыки. По данным Нетологии, уже в 2021 году число учащихся достигло 18 млн человек, и их число увеличивается вместе с ростом рынка онлайн-образования.
Позитивные прогнозы по развитию отрасли и небольшие вложения делают нишу перспективной для открытия бизнеса. Проект можно запустить даже на базе действующей компании. Например, так появилась Bang Bang Education — школу выделили из иллюстраторского агентства Bang Bang Studio в отдельное направление.
Оформление бизнеса
Как оформить онлайн-школу:
Самозанятость. Если планируете проводить короткие курсы без сотрудников. Сертификаты и дипломы выдавать нельзя. Выручка — до 2,4 млн ₽ в год.
ИП. Продвинутый вариант для более масштабного бизнеса со штатным персоналом. Можно выдавать сертификаты и принимать онлайн-платежи.
ООО. Если открываете школу с партнёрами. ООО позволит распределить доли и будущую прибыль. Можно привлекать инвесторов в обмен на участие в компании.
Система налогообложения. Подойдёт ОСНО или УСН. Если регистрируете ИП, то рассмотрите патент, если она разрешена для такой деятельности в вашем регионе. Чтобы выбрать систему, рассчитайте налоговую нагрузку по прогнозным доходам и расходам.
ОКВЭД — 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых».
Лицензия. Если работаете как ИП и самостоятельно ведёт уроки, можно выдавать сертификаты без разрешения. Как только в команде появляются преподаватели, нужно лицензироваться.
Что ещё сделать до запуска:
- Зарегистрируйте товарный знак.
- Откройте расчётный счёт и подключите эквайринг, чтобы принимать платежи на сайте.
- Арендуйте облачную кассу, чтобы не нарушать требования о применении контрольно-кассовой техники.
- Договоритесь с банками о продаже курсов в кредит и рассрочку, чтобы привлечь клиентов, которые не готовы или не могут оплачивать разом.
- Выберите аутсорсинг бухгалтерии, чтобы не тратить время на налоги и отчёты. Удобнее всего для малого бизнеса работать в онлайн-бухгалтерии — такой. например, как Эльба — сервис сам за вас посчитает налоги, взносы, подготовит необходимые декларации в ФНС и первичные документы.
Подготовка к запуску
Чтобы запустить школу, выберите нишу, изучите аудиторию, определитесь с форматом и подготовьте материалы.
Шаг 1. Выбрать нишу
Ниша — то, чему будете обучать. Если выбрать невостребованное направление, то даже крутой материал и мощная рекламная кампания не принесут результат.
Совет: не берите широкое направление, детализируйте курсы. Курсы по дизайну — плохой вариант. Курсы по Figma — приемлемо, но лучше — курсы по Figma для начинающих.
Как выбрать нишу:
По своей специализации. Учите тому, в чём разбираетесь. Придётся планировать программу, уроки и домашние задания. Уйдёт больше времени, но зато сэкономите на преподавателях.
По специализации знакомого эксперта. Выбирая преподавателя, обращайте внимание не только на компетентность. Человек должен уметь презентовать себя перед камерой и живо подавать материал, проверять домашние задания и давать обратную связь.
По востребованности направления. Посмотрите исследования рынка онлайн-образования, выберите нишу с наибольшим спросом и под неё найдите эксперта.
Например, сейчас в лидерах дополнительное профессиональное образование по программированию. Немного уступают детское образование и языковое обучение.
Шаг 2. Проанализировать ЦА
Опишите портрет целевой аудитории, для которой создаёте курсы:
- Пол, возраст, место жительства, семейное положение.
- Профессия, уровень дохода.
- В чём заинтересована ЦА, какие задачи хочет решить.
- Как клиенты выбирают обучающие курсы, на что обращают внимание.
Проведите глубинные интервью с 20-30 представителя ЦА, чтобы лучше понять клиентов и найти скрытые мотивы — например, какую проблему хочет решить человек и пробовал ли другие варианты в прошлом. Используйте ответы для улучшения школы и рекламных кампаний.
Шаг 3. Выбрать формат обучения
Распространённый формат — видеоуроки + домашние задания. Как это работает:
- Записываете лекции.
- Готовите домашние задания.
- Открываете доступ к лекциям и домашним заданиям. Студенты смотрят лекции, выполняют задания.
- Преподаватель проверяет задания, отвечает на вопросы и даёт обратную связь.
Для экономии бюджета видеоуроки можно заменить текстовыми материалами или подкастами.
Можно проводить онлайн-лекции по расписанию как в обычном университете. Это более трудоёмкий вариант, потому что эксперту редко удаётся найти время. Но зато повышается качество обучения — студенты сразу задают вопросы и разбирают непонятные моменты.
Не забывайте соотносить выбранный формат с тематикой курса. Если обучаете созданию дизайна в Figma, подкасты не подойдут, потому что нужна демонстрация инструментов на экране.
Шаг 4. Продумать бизнес-модель
Онлайн-школы пользуются тремя схемами монетизации:
- Продажа курсов. Студент платит фиксированную сумму за все уроки и сопровождение эксперта. Чтобы повысить конверсию, предлагайте треть курса бесплатно, чтобы можно было ознакомиться с материалом и оценить полезность.
- Продажа сертификатов. Курсы бесплатные, а подтверждение повышения квалификации платное. Такую бизнес-модель с 2012 года применяет Coursera.
- Подписка. Доступ к программам за фиксированный ежемесячный платёж. Можно предлагать разные тарифы, которые отличаются по стоимости и доступным курсам.
Комбинируйте варианты, чтобы привлечь больше студентов и увеличить прибыльность. Например, часть курсов продавайте за фикс, к другим открывайте доступ по подписке.
Шаг 5. Собрать команду и подготовить материалы
Запуститься можно в одиночку, если вы эксперт и сами готовите материалы. Но у вас вряд ли есть все необходимые компетенции, включая навыки продвижения и монтажа. И если распыляться на всё, получится плохой продукт, который никого не заинтересует.
Команда для запуска онлайн-школы:
- Эксперт. Преподаватель, который ведёт лекции и проверяет задания. Если программа объёмная, на курсе может быть 3-5 и более преподавателей.
- Продюсер. Отвечает за организацию производства курсов и продвижение.
- Методист. Отвечает за разработку и корректировку программы курса.
- Куратор. Отвечает за взаимодействие команды и студентов после запуска, собирает информацию от студентов для улучшения продукта.
Затраты на команду*:
- Эксперт — 15-30% от выручки, редко работают за фикс.
- Продюсер — 80-90 тысяч ₽. Может работать в доле с собственником.
- Методист — 50-60 тысяч ₽.
- Куратор — 50-60 тысяч ₽.
Мы рассматриваем разработку одного курса, поэтому продюсера и методиста привлекаем разово, стоимость услуг учитываем в капитальных вложениях. Когда ставите производство на поток, это должны быть штатные работники, зарплата которых относится к регулярным затратам.
После сбора команды составляются планы обучения и производства. Последнее включает в себя подготовку материалов — видеоуроков, текстов или подкастов. В среднем, на создание 1-2-месячного курса уходит 200-300 тысяч ₽. В стоимость входят съёмки и монтаж, на которые уходит до 2-4 недель.
Оформите права на учебные материалы. Зарегистрируйте курс в реестре и получите свидетельство, которое подтверждает собственность. Это защитит права и интересы в спорных ситуациях.
Не стремитесь к идеальному результату, иначе потратите много денег и закроетесь, так и не открывшись. Всё равно после каждого потока будете корректировать материалы — со временем программа станет максимально соответствовать требованиям и ожиданиям ЦА.
Запуск онлайн-школы
Шаг 1. Подготовить сайт и платформу
Создайте сайт со списком программ, описанием школы и главными лицами компании. Для каждого курса сделайте отдельную посадочную страницу с описанием ценности, программы и преподавателей.
Так как вы только запускаетесь, можно обойтись посадочной страницей созданного курса. Не выбирайте дорогие решения, на старте достаточно сайта на Тильде стоимостью до 50 000 ₽.
Добавьте на сайт:
- Оферту. Как составить документ, рассказали здесь.
- Политику обработки персональных данных и пользовательское соглашение.
Продажа курсов должна быть автоматизированной, чтобы сразу после оплаты открывался доступ к материалам. На обычном сайте такое не реализовать, а создание собственной платформы потребует вложений.
Воспользуйтесь готовыми решениями для онлайн-школ. Сервисы предлагают не только автоматизацию, но и единое пространство для проверки домашних заданий, общения преподавателей и студентов, проведения вебинаров.
Готовые решения:
- iSpring Market или iSpring Learn — от 2500 ₽.
- GetCourse — от 4400 ₽.
- Learme — от 2500 ₽.
- Gurucan — от 4490 ₽.
- Zenclass — от 2160 ₽.
Шаг 2. Запустить продвижение
Для продвижения онлайн-школы используйте стандартные инструменты:
- Контекстная реклама.
- Таргетированная реклама.
- Продвижение в Телеграм.
Реклама приводит тёплую аудиторию, заинтересованную в обучении. Но даже такие лиды не всегда покупают курсы. Поэтому для онлайн-школ важно прогревание аудитории.
Для этого:
- Ведите группы в соцсетях. Рассказывайте о школе и успехах учеников, делитесь полезными материалами и лид-магнитами.
- Настройте email-рассылки для тех, кто подписался на новости.
- Предлагайте бесплатные мини-курсы и проводите вебинары с экспертами.
Затраты на маркетинг прогнозировать сложно, потому что они зависят от ниши и используемых инструментов. Чтобы составить финмодель, оценить прибыльность и окупаемость, ориентируемся на 25-30% от выручки школы.
Прибыльность и окупаемость онлайн-школы
Для расчёта прибыльности представим, что создали месячную программу обучения, за год проведём 6 потоков по 40 студентов. Стоимость курса — 15 000 ₽. Затраты на маркетинг — 30% от выручки, доля эксперта — 25%.
Капитальные вложения*:
- Регистрация ИП или ООО — 10 000 ₽.
- Создание сайта — 50 000 ₽.
- Создание курса — 300 000 ₽.
- Продюсер — 90 000 ₽.
- Методист — 60 000 ₽.
- Итого — 510 000 ₽.
На старте можно обойтись без офиса, чтобы сократить расходы. Достаточно арендовать помещение для съёмок на 3-5 дней.
- Выручка: 6 х 40 х 15 000 = 3 600 000 ₽.
- Доля эксперта, оформленного как ИП: 3 600 000 х 25% = 900 000 ₽.
- Операционная прибыль: 2 700 000 ₽ ~ 225 000 ₽ в месяц.
Так как средняя выручка до вычета доли эксперта ~ 300 000 ₽, на маркетинг закладываем 90 000 ₽.
Регулярные расходы*:
- Маркетинг — 90 000 ₽.
- Куратор — 72 000 ₽ с учётом страховых взносов.
- Аутсорс бухгалтерии — 15 000 ₽
- Хостинг сайта — 1000 ₽.
- Платформа для продажи курсов — 4000 ₽.
- Итого — 182 000 ₽.
До уплаты налогов у компании остаётся ~ 43 000 ₽. Чистая прибыль за месяц с одного курса ~ 38 000 ₽.
Окупаемость:
510 000 / 38 000 ~ 13,5 месяца.
* — в статье представлены примерные расчёты. Фактические данные могут отличаться в зависимости от ниши, найденных сотрудников и привлечённого эксперта.