Это самое мягкое дисциплинарное взыскание. Его применяют за небольшие нарушения: сотрудник ушёл с работы без разрешения, опаздывает без уважительной причины, ведёт себя грубо, нарушает дресс-код, разговаривает по телефону в рабочее время.

Чтобы вынести замечание:

  1. Задокументируйте нарушение. Составьте докладную записку, в которой подробно зафиксируйте время, место и суть нарушения.
  2. Запросите объяснительную записку. Требование вручают под подпись. Дайте сотруднику на это два рабочих дня. Если объяснения нет, составьте акт об отказе.
  3. Издайте приказ о применении взыскания. Оформите его не позже месяца со дня обнаружения проступка. В приказе укажите ссылки на нормативные акты и опишите нарушение. Факт замечания зафиксируйте в личном деле сотрудника — это поможет защитить права обеих сторон при возможных спорах.

Курьер грубо ответил клиенту. ООО «FastTravel» сделало замечание с приказом и сотрудник согласился с ним. Наказания в этом случае не было.

Важно: за один проступок — одно взыскание. Если вы сделали замечание, выносить выговор за то же самое нарушение будет нельзя.

 

В ст. 192 ТК РФ нет точных причин для выговора. Обычно к нему приходят при повторных или более серьёзных нарушениях. Например: сотрудник игнорирует замечания, нарушает правила с созданием рисков для компании, хамит, сильно ошибается в работе, появляется в нетрезвом виде.

Процедура такая же, как при замечании: документы, объяснительная, приказ. Обязательно зафиксировать всё документально.

Снова наш курьер. В этот раз он приехал на работу поддатым. Компания подготовила выговор, но сотрудник не подписывал его в течении 3 дней, тогда руководитель составил акт в соответствии со ст. 193 ТК РФ. В итоге сотрудника лишили части премии и бонусов — по условиям трудового договора.

Крайняя мера, когда проступок стал грубым или систематический: сотрудник получал выговор и снова нарушил дисциплину, прогулял более 4 часов подряд, проигнорировал охрану труда и это привело к ЧП, разгласил коммерческую тайну, украл, подделал документы.

Чтобы уволить сотрудника:

  1. Проанализируйте поступок. Определите, насколько серьёзно нарушение и подходит ли оно по критериям, установленным ст. 81 ТК РФ.
  2. Соблюдайте сроки. Увольнение оформляется в течение месяца со дня проступка. Срок может затянуться при болезне, отпуске сотрудника или проведении дополнительной экспертизы.
  3. Оформление документов. Все этапы процедуры документируются: докладная записка, объяснительная, акт комиссии (если требуется) и, наконец, приказ об увольнении с подписями обеих сторон.

Уволить за тяжкий проступок можно в течение двух лет после совершения. День обнаружения — когда о этом узнал руководитель — п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2.

Финиш, курьер оставил последний заказ себе и не вышел на работу. FastTravel сообщила в органы о краже, провела экспертизу и уволила сотрудника. Перед этим проконсультировались с юристами о законности действий — ст. 192 ТК РФ.

Работник вправе попросить снять наказание — если оно было вынесено с нарушением: выполнял не свои обязанности, нет доказательств, приговор вынесли без просьбы объясниться или нарушены другие правила и сроки процедуры. 

Взыскание аннулируется по желанию руководителя или через год, если новых нарушений нет — согласно ст. 194 ТК РФ. Выпускать приказ об этом не нужно.

Полезная подборка про увольнение

— За что работодатель несёт ответственность

— Как уволить удалённого сотрудника

— Увольнение по соглашению сторон

 

Обложка — brandsbr / Shutterstock.сom / Fotodom